Управление самим собой включает в себя обратную связь, которая есть элемент управления системой, путем реагирования на признаки, возникающие в процессе управления, и без которого не возможно управление системой, а, значит, и самим собой.
Как я, например, готовил себя к принятию холодного душа? Представлял себе, что я УЖЕ под холодным душем и "ЖДАЛ" пока почувствую, что привыкаю к нему. "Ждал" – это элемент психической и даже физиологической настройки в управлении собой, а "почувствую" – здесь элемент обратной связи, позволяющий контролировать этот процесс самоуправления.
Как доктор Ханнес готовил себя переплыть в одиночку океан? Видимо он представлял себя УЖЕ в океане, мысленно проходил через все возможные ситуации и "ждал" пока появится ощущение готовности плыть через океан. Представлял и ждал ощущения – это тоже элементы техники управления самим собой.
Я УЖЕ в ожидаемом мире, с воздействиями которого наверное столкнусь. Я удерживаю или прокручиваю эти представления и "жду" ощущения, что в моем воображаемом мире задуманное уже удается. Таким образом, находясь на пути действия, я отрабатывал технику управления самим собой.
Суть управления самим собой сводится к тому, что при некоторых достаточных запасе энергии и сосредоточенности психика как бы автоматически стремится привести организм и все его функции в состояние, соответствующее реализации того образа состояния, который ты себе задаешь. Что же касается образа, то следует отметить, что любой создаваемый настрой опирается на какой-то ведущий или ключевой образ, даже если человек этого не осознает. Это непременный элемент самоуправления. Прыгающий имеет в своем воображении образ прыжка. Штангист - образ состояния концентрации силы, которое обеспечит ему успех. Ведущий образ это внутренний ориентир, удерживаемый в воображении или в подсознании. Это цель. И если эта цель поставлена искренне и твердо, но не через силу, то психика сама организует и себя и организм в соответствии с "проектом", заданным целью. Причем поиск средств организации этого соответствия идет автоматически, на подсознательном уровне. Но в большей или в меньшей мере подключается также и сознание в этом процессе управления самим собой. Успешность процесса самоуправления или управления самим собой находится в зависимости от того, насколько человек понимает суть этих процессов самонастройки и насколько у него развита обратная связь – самоконтроль.
Скажем, желания работать сейчас нет. Пробую медитировать на своем нежелании – информационный этап в управлении самим собой. То есть, внутренне прислушиваюсь к своему нежеланию, отключившись от всего остального, и жду, что оно выдаст. Оно, в качестве обратной связи, выдает ощущение, что я сейчас не в очень хорошей форме. Но не только это. Наконец я "ухватил" смысл того чувства неудовлетворенности, которое преследует меня сейчас в работе: Я НЕ ХОЧУ РЕШАТЬ СВОЮ ПРОБЛЕМУ КАК РУТИННУЮ ЗАДАЧУ. Я хочу увидеть в ней что-то красивое, упрощающее и объединяющее все частные случаи. Но пока задача предстает передо мной как некая механическая смесь. А именно этого я и не терплю. Тем не менее, задача уже начинает в какой-то мере притягивать к себе. Поскольку в силу продвижения процесса управления собой я уже примерно знаю, чего я хочу. А последнее "знаю, чего хочу" по принципу обратной связи информирует меня о результатах продвижения в процессе самоуправления.
Самый важный элемент в технологии управления самим собой – это, пожалуй, умение понять, что живем и действуем мы не вообще, в расплывчатом времени, а в каждый конкретный момент. Именно в контроле конкретных мгновений жизни в режиме "здесь и сейчас" заключена главная "тайна" самоуправления или управления самим собой.
Ставя перед собой задачу управления собой, к чему бы конкретно она ни относилась, присмотрись к себе, и ты увидишь, что твои мгновенные состояния не однородны. Одни моменты твое внимание отключается от действия и ты полностью выходишь из него, другие - вспоминаешь о действии и возвращаешься к нему. Чем бы ни было обусловлено отвлечение от действия - неудачами, помехами или попустительством самому себе, - но в любом случае можно заметить, что среди прочих моментов, есть моменты благоприятные для следования действию управления самим собой. Не надо сожалеть и ругать себя за неудачи, не надо беспокоиться о будущем моменте – все это: непродуктивные внутренние действия, отвлекающие от управления собой. Все что нужно - это отслеживать удачные для действия моменты и по возможности максимально использовать их для управления собой.
В самых удачных их моих психотехнических находок в части управления собой есть один и тот же элемент самоуправления: ПРИСМОТРИСЬ К СЕБЕ. Действительно, мы склонны действовать внутри себя вслепую, не обращая внимания на самого себя и, даже, не подозревая, что такое обращение внимания может быть полезным, хотя, в соответствии с принципом обратной связи подобный фактор обращения внимания на свое действие и на состояние при управлении своей особой обязан быть.
Пытаясь управлять собой не заставляя присматриваться к себе, мы не отдаем отчета себе о самом себе и не замечаем момент, когда упускаем контроль над собой. Одна из задач - это осознать факт возможности самоотчета, как непременный фактор обратной связи, и использовать такую возможность каждый раз, когда в ней появится надобность в какой-то момент.
Попробовал подправить свою внутреннюю тактику в управлении собой и концентрироваться больше на моментах удач, чем на моментах неудач. Вскоре обнаружил, что я все равно некачественно следую процессу управления самим собой. Еще раз, как было рекомендовано выше, присмотрелся к себе. И обнаружил, что качество моего следования действию самоуправления вполне отвечает качеству моего желания следовать ему. В общем это для меня не ново, но здесь я как бы зримо увидел, что КАЧЕСТВО СЛЕДОВАНИЯ ПУТЕМ ДЕЙСТВИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОТРАЖЕНИЕМ КАЧЕСТВА ЖЕЛАНИЯ СЛЕДОВАТЬ ЭТИМ ПУТЕМ. Если конкретнее говорить, то я обнаружил в себе, помимо желания следовать целевому действию в управлении собой, еще и желание думать о чем-то другом и т.д. В связи с этим наблюдением, можно ситуации с управлением самим собой отразить в несколько ином, чем говорилось выше, ключе.
Прежде, чем решить, насколько ты хорошо будешь следовать по пути управления самим собой, то ПРЕЖДЕ, ЧЕМ СЛЕДОВАТЬ ПУТЕМ ДЕЙСТВИЯ, ДОГОВОРИСЬ С СОБОЙ НА БЕРЕГУ, КАК ТЫ БУДЕШЬ СЛЕДОВАТЬ ЭТИМ ПУТЕМ. То есть сопоставь свое намерение управлять собой с фактическим желанием управлять самим собой. И пусть это следование будет очень не качественным, но пусть оно будет таким по осознанному решению. И не надо пытаться сделать это следование лучше, чем это позволяет желание, присутствующее внутри тебя. Правда, осознав свое истинное желание, его тоже можно подправить на берегу. Однако это получится не всегда. В любом случае, если волевым порядком не решишь вопрос, то нужно пытаться следовать путем самоуправления лишь соразмерно собственному желанию и не ставить ложную цель прыгать выше собственной головы.
Но здесь я хочу еще раз сделать акцент еще на психотехническом элементе самоуправления: "ПРИСМОТРИСЬ К СЕБЕ". Присмотревшись к себе, можно обнаружить, что твое желание может и не являться таким, каким ты его рисуешь себе в намерении управлять самим собой. Внутренний рефлекс, автоматически возвращающих нас к предшествующим мыслям или к заботам дня, вбрасывает в поле сознания целый ворох других смежных или конкурирующих желаний, незавершенных проблем и просто блуждающих в подсознании мыслей, от которых ты не смог или не захотел отказаться, приступая к управлению собой, и которые "решили" напомнить о себе. А, присмотревшись к себе и не требуя от себя большего, чем ты сделать готов, ты будешь более искренним в своих намерениях самоуправления, управления своей особой или управления самим собой.
1.03.99. 23-00. Когда ПД не получается, то внутренне остановись хоть на мгновение и как можно внимательней прислушайся к себе. И обнаружишь, что вместо действия, ты поощряешь одно из своих желаний или беспокойств. Это не кажется очевидным, но если присмотреться к себе, то возникает впечатление, что это так и есть. В каждый микромомент выбираешь для себя возможность беспокоиться и переживать. Сначала выбираешь, затем раскачиваешь ее и можно не заметить, что вся эта кажущаяся неуправляемость внутренней жизни на самом деле есть лишь ВЫБОР, совершаемый тобой.