Успех, ориентиры: психологические особенности продвижения к успеху

Успех – степень продвижения к цели, совпадающая или не совпадающая с внешними признаками успеха.

 

6.11.96. 7-00. Готовность следует проверять, как наличность. Чтобы ты ни собирался предпринять: что-то сделать или расслабляться - не буду массу всевозможных примеров перечислять, - но всегда ты можешь ощутить, есть ли у тебя к этому готовность или нет. Надо только внимание на этот момент обращать. Намереваться что-то делать, не проверив свою готовность, так же разумно, как идти в магазин, не проверив наличность.

 

16-40. Когда-то я записал в тетрадь такую, показавшуюся мне сверхважной, мысль: "Успех следования ПБ надо оценивать не по результатам следования, а по качеству следования ПБ". Теперь я вновь вспомнил ее смысл.

 

10.04.91. Сдвиг какой-то есть: в работе и, небольшой, в медитации. Более четко выявился еще один фактор, мешающий работе, о котором я упоминал уже 7.04.91. Это - НЕИСКРЕННЕЕ ОТНОШЕНИЕ К САМОЙ РАБОТЕ. Сейчас я пытаюсь осознать состояние своей работы в целом: прошлое, настоящее, перспективы и ближайшие действия и планы. Постепенно начинают появляться контуры проблемы и отдельные детали в более или менее связном виде.

 

... Только что завершил пробежку. А мысли случились такие: "Чтобы решить проблему, нужно: а) очистить проблемную область от посторонних мыслей и чувств; б) загрузить эту область оперативного осмысления полезными мыслями и желаниями (стремлениями). Или более подробно: а) освободить проблемную (или оперативную) область сознания и памяти от посторонних мыслей; б) направить луч инициированного желания на поиск в кладовых долговременной памяти проблемных элементов; в) вытащить их оттуда и загнать в проблемно-оперативную область; г) подвергнуть сей собранный внутри себя материал ментальной обработке". Не правда ли "блестящие" идеи? Но потом возникла мысль казалось бы давно уже выясненная раньше. Реальный успех определяется не количеством блестящих мыслей по поводу того, как следует организовать успех, а качеством и продолжительностью сосредоточения на предмете, направленном на успех. Конечно, самоанализ в какой-то минимальной мере необходим и на пути действия. Но сверх минимума - это соблазн, лживый помысел, обманщик, обольститель и враг. Вроде и понятно это, и писал об этом ранее, но каждый раз этот старый и вновь не узнанный враг заставляет попадаться впросак. А итог, увы, все тот же: мой главный враг - НЕИСКРЕННОСТЬ И НЕТВЕРДОСТЬ НАМЕРЕНИЙ. Только лишь забрезжил призрак успеха и уже снизилась требовательность к себе, которая до этого поддерживалась ощущением необходимости думать о том, что нужно сейчас, а не о чем-то косвенном или постороннем. Итак, снова начнем брать себя в руки? Будем бороться со всем посторонним, но действовать будем пока по принципу: "Не принуждай себя к успеху". Ибо принуждение без сильной воли может нарушить творческую установку на работу, на которую (на установку) я еще не потерял надежды.

 

11.04.91. С утра состояние удовлетворительное. Снова пытаюсь увидеть свою проблему (проблему ионирования воды) целиком. Все детали вроде бы уже более или менее проработаны.

 

Но ведь случались же у меня моменты, когда подобное мерзкое состояние не возникало, а работа шла чуть ли не сама собой - свободно и высокопродуктивно. Правда, это случалось все же тогда, когда планку цели я не подымал слишком высоко. Но и сейчас, для данного момента, ПЛАНКА ЦЕЛИ уже не высока, так как предмет моей работы уже в разное время продуман по частям. В общем, заканчиваю свою исповедь и попытаюсь сосредоточиться снова. А пока обозначаю еще одного "врага" - БОЯЗНЬ ПРОБЛЕМЫ И САМОГО СЕБЯ. Да-да, сейчас я явственно ощутил, что проблемы я боюсь не меньше, чем себя, хотя сложность проблемы на данный момент чисто надуманная. И раньше тоже возникало это сочетание боязни проблемы и себя, но возможно пропорции были разные (этого я уже не помню). А преодолеть эту боязнь мне мешает робость, отсутствие самоуверенности и еще чего-то, что можно бы назвать наглостью и нахальством в отношении проблемы и возможных последстствий от ее разрешения.

 

... Поскольку я уже коснулся прошлого, то отмечу еще одну причину моих многочисленных неудач в прошлом. Едва намечался какой-то успех, как я снижал требовательность к себе и расплывался в мечтах по поводу использования будущего успеха. Мечтать приятно, так как мечты не выбирают пугающих последствий... Или же воображение пускалось в бесконечную проработку частных деталей, связанных с тем предметом, достижение которого можно было бы оценить как успех. В итоге сам успех, вернее путь к нему, оставался в стороне от полезных усилий. В общем, этот синдром можно было бы назвать крайней НЕДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬЮ МЫСЛИ, САМОУБЛАЖЕНИЕМ И САМООБМАНОМ, уводящими с нужного пути. Это вроде бы нечто такое, о чем я еще не написал. Но это и все же тот же знакомец, о котором уже писал вчера. Итак, еще один мой "враг" - САМООБОЛЬЩЕНИЕ. Что же касается недисциплинированности, то я ее демонстрирую и сейчас, ведя с утра длинные записи вместо того, чтобы заняться делом.

 

Но все же, закончив эту "сверхважную" запись, отказаться от которой было бы просто преступлением перед собой (так мне внушает соблазн), я все же буду пытаться очистить сознание от мусора, буду пытаться восстановить то, что уже собирал в сознании раньше, и в результате возможно уткнусь именно в то препятствие, о котором написал в самом начале этой утренней (а теперь уже и дневной - на часах 10-36) записи. Этот враг - ИСКУССТВЕННАЯ ПЕРЕУСЛОЖНЕННОСТЬ ПРОБЛЕМЫ И ЕЕ ВОЗМОЖНЫХ СЛЕДСТВИЙ. А чтобы преодолеть его, как дошло до меня сейчас, необходимо, прежде всего и помимо вышесказанного, нечто, что условно можно назвать здоровым легкомыслием, или легкомыслием в хорошем смысле этого слова, или реалистическим оптимизмом. Но легкомыслие, пожалуй, самое точное слово. Нечто ОБРАТНОЕ ЗАДАННОСТИ НА ПОРАЖЕНИЕ и РЕФЛЕКТОРНОМУ НЕПРИЯТИЮ УСПЕХА. Но, возможно, это "легкомыслие" правильнее будет определить иначе - СНИЖЕНИЕМ ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ПРОБЛЕМЫ И СЛЕДСТВИЙ. Итак, снова и снова пытаюсь отвлечься от записей и сосредоточиться на задании.

 

... Совершая прогулку (а вчера, сегодня и, видимо, завтра я беру работу в общежитие, так что у меня свободный график), я "наткнулся" еще на одного своего "врага". Правда, враг давно и хорошо знакомый, но на сей раз я его ощутил почти физически - ЛЮБОЕ ОЖИДАЕМОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ, ПРЕВЫШАЮЩЕЕ НЕКОТОРУЮ ПОРОГОВУЮ ВЕЛИЧИНУ, обусловленную текущим состоянием внутренней энергетики, вызывает рефлекс неприятия или отказа от этого напряжения. Неважно к какой проблеме это относится - к написанию отчета или к наведению порядка в комнате. В какой-то мере это неоправданная лень, а в какой-то рефлекс самозащиты. Нередко случалось и так, что увлекшая меня проблема отбирала у меня силы вплоть до нервного истощения. Но если интерес к проблеме не разбужен, то принуждение к психическому напряжению обычно вызывает протест. Но чем выше внутренняя энергетика, тем слабее протест. А в единичных случаях состояния повышенной энергетики (повышенной для моего уровня) протесты и вообще не возникали. Есть, видимо, и обратная связь: если протесты преодолевать (в разумных пределах), то энергетика будет повышаться. Это тоже путь действия, но я пока выбрал психологический более легкий вариант - блокирование помех без принуждения себя к активному действию.

 

... Отдохнуть я не успел, хотя и пробовал это сделать, но почему-то вспомнилось еще одно лицо моего давнего "врага", которое давно уже мне не является. Раньше, в возрасте, который можно было назвать молодым с гораздо большим основанием, чем сейчас, работа моя носила преимущественно творческий характер, требовавший значительного напряжения сил. И порой случалось, что мне удавалось существенно повышать свой энергетический запас. То ли за счет усмирения свистопляски мыслей, то ли случайно. Но следствия были неизбежно одни и те же. Запас энергии обострял воображение и оно рисовало заманчивые картины, именуемые мечтой. Обычно это были темы любви. Эмоционально насыщенные и притягательные они вовлекали в свой соблазнительный круг. Это состояние обостренной мечтательности действовало как наркотик и могло длиться довольно долго. До тех пор, пока повышенный запас энергии не пережигался на красочные мечты, а на решение реальной проблемы, к тому же безусловно интересной, от этой энергии оставался пшик. Только в юности я мог по настоящему сконцентрироваться на проблеме, не растеряв до этого энергетический запас. Но эти вспышки умственных сражений чаще всего угасали, так как дремучий дилетантизм деревенского парня не мог открыть для их выхода какой-либо перспективный путь. И в юности я умел накопить энергию буквально за один час, отключаясь от всяких мыслей, но в то время я лишь иногда и смутно подозревал, что это мое открытие (а были, кстати, и другие подобные открытия) это нечто большее, чем фокус, ведущий в никуда. Только года два назад, столкнувшись с ранее закрытой у нас информацией о разных древних (и не очень древних) психологических школах, я начал осознавать цену тех открытий. Но еще были природная лень и кое-какой энергетический потенциал, при котором нередко чувствовал себя неплохо и без всяких психологий. Да, пожалуй, в более зрелые, но достаточно еще молодые годы, я уже довольно определенно догадывался, что своими методами (а других я не знал) я мог бы существенно поднять свои энергетические возможности. Но... мне не хотелось работать над собой, и еще, видимо, порой опасался становиться лучше, чем я был (об этом сегодня я уже писал). И, кроме того, небыло настоящего доверия к собственным методам. Если бы в то время случайно попалась мне удачная книжка, давшая толчок мыслям в направлении моих юношеских открытий, возможно многое бы в моей жизни потекло иначе. А возможно и нет - ведь я всегда боялся возможности прыгнуть выше собственной головы. И подстраивался под некий достаточно типичный образ, который ожидали видеть во мне мои ближайшие окружающие. Более того, мне приходилось и убеждаться, что выглядеть белой вороной для меня бывает и утомительно, и тоскливо. Проще замаскироваться и стать "как все". Тогда, по крайней мере, окружающие воспринимают тебя естественно, как человека, а не как нечто инородное, что они вольно или невольно (но чаще всего вольно) отторгают.

 

И еще одно свойство, о котором уже писал и которое снова демонстрирую сейчас. Как только состояние улучшается и делает более вероятным успех, и как только (в связи с этим) снижается давление необходимости, как пропадает всякое "ожесточение" против себя. Обязательное становится не столь уж категорически обязательным и... Словом, и сейчас, вместо того, чтобы продолжать попытки сосредоточения, в которых наметился успех, я ударился в болтливость, подозревая, что сейчас я уже в состоянии написать свой отчет и без этих медитаций. И так было всегда - как только появлялась возможность давать поблажку себе, я ее давал. Но... завтра я продолжу свой путь. А пока, на пороге седьмого дня своего нового пути, попробую вывести главный момент в своих недостатках. И в прошлом, и в настоящем его можно определить как ИНФАНТИЛЬНОСТЬ МЫСЛЕЙ, ЗАСОРЕНИЕ ГОЛОВЫ МЕЛОЧНОЙ И НЕПРОДУКТИВНОЙ ЧЕПУХОЙ. И в части устранения этой инфантильности я, на данный момент, от успеха более чем далек, несмотря на кое-какие частные подвижки. И еще можно отметить, что путь, который я прошел за шесть дней, мог бы быть гораздо лучшего качества и при моих теперешних возможностях. Но... не хватало ни искренности, ни строгости к себе. И снова чувствую, что накапливающиеся силы стремятся под любым "благовидным" предлогом сбить меня с выбранного пути.

 

12.04.91. Ровно шесть часов утра. Одно из ощущений подобно ощущению человека, готовящего к прыжку. Это ощущение самомобилизации. Оно было спровоцировано состоянием отключенности от всех мыслей и я усиливал его. Сейчас я не собираюсь медитировать на самомобилизации. Но возможно такое желание возникнет непроизвольно или, скорее, как реакция на сосредоточение. Ведь при некотором запасе энергии (который я еще окончательно не угробил) и сосредоточении психика как бы автоматически стремится привести организм и все его функции в состояние, соответствующее реализации того образа состояния, который ты себе задаешь. Так я сейчас чувствую. Что же касается образа, то снова не могу удержаться от болтливости и отметить, что любой создаваемый настрой опирается на какой-то ведущий или ключевой образ, даже если человек этого не осознает. Прыгающий имеет в своем воображении образ прыжка. Штангист - образ состояния концентрации силы, которое обеспечит ему успех. Ведущий образ это внутренний ориентир, удерживаемый в воображении или в подсознании. Это цель. И если эта цель поставлена искренне и твердо, но не через силу, то психика сама организует и себя и организм в соответствии с "проектом", заданным целью. Причем поиск средств организации этого соответствия идет автоматически, на подсознательном уровне. Но в большей или в меньшей мере к этому подключается и сознание. В зависимости от того, насколько человек понимает суть этих процессов самонастройки и насколько у него развит самоконтроль.

 

... И снова я попытался сосредоточиться и вновь ощутил, что для того, чтобы выйти на новый уровень восприятия поставленной себе проблемы, нужно не просто "пожевать" ее какое-то время (хотя и это необходимо) и не только сконцентрироваться на ней, но и поднять на новый уровень свой энергетический запас. Тогда и проблема откроется иначе (проще и обыденнее - так я хочу), чем она открывается в нынешнем состоянии.

 

Но все же повторюсь еще раз. Конечно, энергетический потенциал всему голова. Но есть и другие причины, почему так туго двигается моя проблема. Одна причина та, что я не четко обозначил то, чего я хотел добиться. Правда, программу-минимум я обозначил, но она меня не удовлетворяла. Однако главное то, что я был неискренен в отношении своей проблемы. Подсознательно, а порой и сознательно, я хотел заниматься чем-то иным. И проблема платила мне тем же. В таком состоянии пожалуй можно совершать полуавтоматизированные действия (варганить кое-как и может быть даже быстро отчет), но прочувствовать проблему при подобном нелюбезном отношении к ней невозможно.

 

10.10.96. 8-20. Говоря о психотехниках, пути действия и роли желания в них, может быть стоит кратко остановиться на особенностях наших желаний. Успех на пути действия определяется желанием по нему идти. Желание успеха возбуждает желание к действию, но этот стимул может и погубить желание к действию, если оно предпринимается без готовности смириться с поражениями и с тем, что очередной успех будет меньше, чем хотелось бы. Не случайно в Бхавагадгите сказано: "Итак, не плодов ты желай, а деянья, а ради плодов прекрати ты старанья". Я понимаю это как установку на то, что желание действия должно быть определяющим. Желание успеха и надежда на успех стимулируют нас к действию. Но надо знать и то, что они являются причиной мечтаний и разочарований и могут стать первыми препятствиями, которые собьют нас с пути.

 

Еще я говорил о том, что наш выбор это нечто первичное, а прочее зависит от него. Но проблема не только в том, какой мы делаем выбор, но и в том, насколько мы осознаем его. Мы можем думать об успехе и забыть о действии. Это будет наш выбор, хотя нам может казаться, что мы сделали выбор идти по пути, ведущему к успеху. Человек в своих намерениях часто действует автоматично, и не осознает разницы между желанием успеха и желанием идти к нему. Еще меньше осознается разница между выбором думать об успехе и выбором пути, ведущего к нему. В тетрадях я много говорил об этих вещах, но не очень помог себе и повторял те же ошибки, которые и раньше совершал. Какой же выход? - больше действовать и меньше рассуждать. Этот тезис так или иначе повторялся много раз...

 

10-00. Какие выводы я мог бы извлечь для себя из опыта пройденного пути? Желание на пути действия это такая вещь, которая либо есть, либо ее нет. Если оно есть сейчас, то это не значит, что оно будет через день или через год. А если оно есть сейчас, то может быть самое разумное заключается в том, чтобы понимать его неустойчивость и по возможности избегать действий, разрушающих или истощающих его. Более конкретные рекомендации здесь вряд ли нужны. Человек текуч в своих предрасположениях и рекомендация, полезная на данный момент, завтра может сыграть обратную роль.

 

21.10.96. 9-00. В двух самых удачных из моих психотехнических находок есть один и тот же элемент: ПРИСМОТРИСЬ К СЕБЕ. Действительно, мы склонны действовать внутри себя вслепую, не обращая внимания на самого себя и, даже, не подозревая, что такое обращение внимания может быть полезным. Возможно, это какая-то очень обширная тема, на данный момент почти не понятная для меня. А может быть это тема и не раскрывается в словах, а раскрывается только на внутреннем языке.

 

10-00. Я кажется немного ухватил этот ускользающий элемент. Не присматриваясь к себе, мы не отдаем отчета себе о самом себе и не замечаем момент, когда упускаем контроль над собой. Рекомендации тут дать не могу, но, думаю, что одна из задач - это осознать факт возможности самоотчета. А там "внутренний голос" сам подскажет как использовать такую возможность, если в ней появится надобность в какой-то момент. Искусственно навязывать себе самоотчетность возможно и не стоит, во всяком случае надо проявлять умеренность, так как любая хорошая схема действий может навредить. В ПБ нередко бывает так: знать рецепт полезно, а применять его искусственно, навязывая себе, вредно.

 

Для применения рекомендации желательно иметь внутреннюю подсказку о том, что именно данная рекомендация нужна. И только, если внутренний поиск ничего не предложил, тогда только есть резон пытаться использовать рекомендации наобум. В конце концов любая тактика приведет к успеху, если желание действовать не иссякнет.

 

23.10.96. 9-30. Теперь попробую поговорить о моих компьютерных делах.

 

... Можно указать на психические дефекты, мешавшие более быстрому продвижению в части компьютерных дел. Прежде всего - это боязнь проблемы, восприятие ее как очень сложной. Поэтому нередко я решал задачу не только как преодоление чисто информационной ее трудности, но и как преодоление борьбы эмоций внутри себя. Естественно, такая дополнительная нагрузка не только на психику, но и на интеллект, не ускоряла успех. Однако попытки как-то перестроиться в этом плане - о них я уже говорил - пока ни к чему реально ощутимому, кроме потерь времени, не привели.

 

Какие еще недостатки я могу отметить у себя? Главный это какая-то слабосильность памяти и мысли. Если я формулировал задачу, то часто учитывал только часть факторов, а о прочих забывал. Не получалось так, чтобы и мысль была раскованной и все, что для нее нужно, было бы в поле зрения, "под рукой". Здесь я не всегда могу себя упрекать. Как бывало не раз, мысль текла "фантастично", с какими-то факторами считаясь, а с какими-то нет. Результат тоже получался под стать такой мысли "фантастичным" и все приходилось переделывать или подправлять. Но в этом раскованном режиме я сделал немало находок, действуя порой наугад, не задумываясь, как бы "в полусне". Такие находки не просто было бы получить более систематическим путем. Но хорошо бы, чтобы этот режим сочетался и с большей способность учета всех необходимых факторов.

 

Другой, подобный предыдущему, недостаток - это психологическое неприятие задачи, в которой есть много факторов или деталей. В чисто интеллектуальном плане, такая задача может быть подобной той, что уже решал. Но большая ее громоздкость тормозит мысль. Простой пример. Если формула занимает одну ячейку электронных таблиц, то я могу воспринять ее как какой-то один простой элемент. Но если ту же формулу расписать в нескольких ячейках, то я психологически уже не могу в своих мысленных операциях воспринимать и учитывать ее как единый элемент, и это чисто надуманная сложность уже тормозит мысль.

 

К этому примыкает нечеткая работа механизма логического разделения. Поэтому, а не только по вышеуказанной причине, формула, записанная в нескольких ячейках, не воспринимается также, как та же формула в одной ячейке.

 

Но в любом случае, пока есть какое-то время, в части имеющихся наработок надо идти вперед. Следующий вопрос: как идти? И его я тоже "перепоручаю" ПБ. Что значит перепоручаю ПБ? - проваливаюсь в состояние ожидания и жду, когда придет полезная мысль. В общем, это состояние знакомо и без ПБ.

 

Впрочем, можно сразу сказать: идти вперед надо в состоянии, которое продуктивно. А какое состояние продуктивно? Может быть это состояние, отягощенное беспокойством, скверным настроением и мыслями о проблемах, которые возможно придется решать через месяца полтора? Или состояние с чехардой мыслей, дергающихся, как кошачий хвост? Или состояние с чувством отвращения к задачам, которые нужно решать? Или состояние, когда ты заторможен и интеллект работает так, как ленивый верблюд? Или в состоянии, когда проблема пугает тебя? Или в состоянии небрежности, где память не нагружена и факторы, которые следует иметь ввиду, учитываются лишь кое-как? Наверное, ни одно из этих состояний толком не подходит. Но как сделать, чтобы состояние было не таким?

 

Хорошо, какие-то общие рекомендации для пути действия у меня есть. Помогут они или нет - это уже другой вопрос. Но это все, что я могу себе предложить в части "что делать и как" по решению поставленной задачи? Снова этот очередной вопрос "перепоручаю" ПБ...

 

13.11.96. 8-35. Я пробую новую тактику. Любой протест и вообще негатив я принимаю без возражений и даже, может быть, поощряю его. Но не подчиняюсь ему, а жду пока он выговорится в полный свой голос и пока это занятие ему не надоест.

 

Когда внутренние протесты и прочие негативы почти улеглись, я проваливаюсь в ПБ и жду, пока нужное состояние как-то проявит себя. Я его еще даже толком не представляю, знаю только то, что оно должно быть достаточно эффективным. И у меня совсем нет уверенности, что то, что нужно, наконец придет. Но я не знаю других пригодных на данный момент средств того, как к этому состоянию подойти, кроме как ждать его.

 

Процесс внутреннего согласия уже кажется идет. Но это происходит по таким малым каплям, что непонятно, когда из них может набраться нужное ведро. Сколько на это может потребоваться времени: день, месяц, год? Я не знаю, но пока жду. Что-то из будущего состояния или из нужных действий пытаюсь промоделировать в уме, привыкаю понемногу к проблеме, вспоминаю детали, осваиваюсь. Или, чаще, не делаю все это активно, а предоставляю всему этому самому приходить на ум. Предоставляю и жду.

 

Может быть у меня потому и не получалось, что в таком тонком деле, как настрой на рабочее состояние, я хотел перепрыгнуть через "не хочу". "Не хочу" это может быть и не просто блажью, а вполне разумным сигналом о том, что того, что нужно для "хочу", в наличии пока нет. Чувствую, что главное - не гнать себя в шею. Иначе, тогда уж точно не получится ничего. И я снова по малым каплям собираю свое "хочу".

 

Снова заявили о себе все негативы разом. В чем-то чувствую их правоту. Да, я вел себя неразумно в том смысле, что потакал себе больше, чем мне это позволяла делать жизнь. Отсюда и разные проблемы. Что ж, снова попереживаем.

 

"Я не так уж слаб?" - это я тоже знаю; даю и этому импульсу возможность поговорить (что-то он слишком громко кричит - расхрабрился). "Да, иногда у меня проявляется и сторона обратная слабости – фанатизм". Ну что же, и это впечатление пусть поговорит. Непонятно только зачем мне рассказывать то, что я и так знаю. Все бывает, однако вернемся к баранам...

 

Вспомнились йоговские формулы, вроде: "Под моим взглядом рассыплются горы. Я выпью океан". Не знаю зачем это, но не спорю ни с глупостью, ни с нахальством - предоставляю им их право поговорить и жду. "Меня занесло в какую-то чушь?" - пусть и этот импульс недоверия поговорит. "Оставь, ты же видишь, что у тебя все равно ничего не получится, во всяком случае сегодня" - пусть это впечатление или предчувствие тоже поговорит. "Ты просто размазня" - согласен, однако и йоговские формулы по-прежнему впечатляют. "Но больше, пожалуй, я действительно размазня. Потому что где-то обманываю себя, ведь работать я могу. Но не работаю" - осудим себя, нехорошего, и попереживаем по этому поводу. "Да я знаю и без напоминаний, что развлекаться с дневником занятнее, чем начать работать" - Что еще? "Я лодырь?" - не спорю, потерпим и это. Да, я понял, что я сам для себя проблема, это неприятно и требуется пережить. Да-да, дело не в проблеме рабочего состояния, а в чем-то более глубоком. Я слишком жалею себя, чтобы научить лучшему поведению? - но я такой, как есть, и могу по этому поводу пока только попереживать, что и делаю. Так неприятно заставлять себя работать, заставлять что-то еще, и я снова переживаю все эти негативы.

 

11-30. Я уже понимаю, что во всем этом есть самообман. Я вполне могу принудить сейчас себя к работе. Но почему именно принудить? А, кроме того, планка моя несколько повыше: не просто начать работать, а начать работать более эффективно. Не получится - тогда, может быть, придется снизить планку. Но пока не теряю надежды взять себя в руки, то есть ввести в более или менее приличное рабочее состояние, а не делать на тяп-ляп. Только до чего же я не люблю эту компьютерную работу именно под углом таких повышенных требований к себе! Пробую хотя бы мысленно притерпеться к ней.

 

14-10. Придавать чему-то смысл, о чем говорилось раньше, это, так сказать, глобальное действие. А еще, в более оперативном плане, мы умеем придавать значимость: "Ну подумаешь, укол - укололся и пошел". После прогулки прилег отдохнуть. Но не выполненная задача беспокоила меня - до тех пор, пока не придал ей меньшую значимость.

 

15-00. Не знаю, насколько это представление о себе условно, но можно представить, что во мне сосуществует какой-то малознакомый мне "Я". Не тот, которого я пытался защитить всякими философскими построениями, записанными в файле xland2, а тот, который лучше чувствует себя, когда в своих мыслях максимально открывается возможным неприятностям и бедам и проходит через них, не защищаясь. Порой мне кажется, что этот "второй Я" может зайти туда, куда для "обычного Я" это будет явно не под силу. Мне даже несколько грустно от подобного представления о себе. Все как-то слишком условно. Можно целые годы что-то мудрое сооружать, а потом обнаружить, что ты дурак.

 

А впрочем, зачем драматизировать? К куче наработанных схем прибавилась еще одна схема. Возможно, со временем прибавится что-то еще, если подобное собирательство не надоест.

 

16-00. Закат сегодня кажется чем-то необыкновенным по красоте. Это впечатление устойчиво. Настолько устойчиво, что отвлекает от других дел. И вот я понял, что мне чего-то не хватает: любви к представительнице противоположного пола. Не влечения, а любви. Да, отсутствие названного компонента и приводит к тому, что мне ничего не хочется делать, и к тому, что я до безобразия зациклился на самом себе. Другие факторы тоже имеют свое значение, но лучше все понимать так, как оно есть.

 

18-35. Турбина... Это целый мир, так много всего в ней и вокруг нее. Как мне все это разом схватить, как войти в план этого мира? Как вообще входить в планы подобных проблем? Я ведь так внутренне отягощен и малоподвижен для того, чтобы делать это быстро и хорошо... Ну конечно, какая там готовность к быстрому вхождению в планы проблем, если я наглухо занят собой?.. А готовность дать самому себе пинка, чтоб быстрее шевелился, есть? - так, чуть-чуть. Что же меня держит более всего? Пожалуй, отсутствие желания к действию, особенно к интенсивному действию. Иначе говоря, ОТСУТСТВИЕ ЖЕЛАНИЯ И ГОТОВНОСТИ К ИНТЕНСИВНОМУ НАПРЯЖЕНИЮ СИЛ. Кроме того, и обратная сторона - расслабленность и раскованность - тоже нужна разом. Я пытаюсь видеть себя таким, я пытаюсь адаптироваться к этому образу, войти в его состояние. Или просто пытаюсь лучше осознать, что умение входить в подобное состояние нужно мне. Но отдыхать уже тоже пора.

 

21-00. Выдохнул, вдохнул, прислушался к приятным ощущениям в животе - не знаю важно ли это - и... задержал дыхание на 4 минуты 20 секунд. Во, дал! А рассчитывал на две или две с половиной минуты. P.S. Немного странный эффект, но он действительно случился в результате следования ПБ.

 

6.07.98 7-55 Сегодня снова просматриваю свой дневник и по этому поводу есть оценки пройденного, мысли, комментарии и т.п.

 

Из дневника: "ОТЛОЖЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ ПРИ НЕОТЛОЖЕННОМ НАМЕРЕНИИ - вот типичный самообман". В чем здесь дело? Я хотел результата действия, я хотел развлечения от наблюдения за следствиями действия, я желал чего-то еще. Я не желал самого действия и оно "уплывало" от меня.

 

Фраза из дневника: "Качество эмоций определяет качество интеллекта".

 

И еще одно: "Не принуждай себя к успеху".

 

18.02.99. 17-35. Выдержки из К. Кастанеды:

 

Если в чем-то и можно добиться успеха, то он должен приходить легко, пусть даже с какими-то усилиями, но без потрясений и навязчивых идей.

 

27.02.99. 7-00. Вчера мне уже было показалось, что о "философии" далее нечего писать. Похоже, что это не совсем так.

 

16-00. Держать хорошее настроение, - это не философия. Это правило поведения, которое можно выполнять или не выполнять.

 

16-40. Важен не успех или неуспех следования правилу. Важно - выбрал я это правило или нет.

 

14.03.99. 7-45. Впечатления меняются, а делать что-то по схеме - это, в любом случае, может оказаться сомнительная вещь. Но я, все же, запишу утреннее впечатление, справедливое на момент, когда я был в постели.

 

Надо знать о себе, что мы очень изощренно и гениально умеем обманывать себя. 70, а порой 90 или даже все 99 процентов неуспеха обеспечивает наш выбор провоцировать в себе сомнение и протест. Поэтому, приступая к внутреннему действию (в данном случае инициированию положительного настроения), надо исключить сомнение и протест, а затем добиться ощущения, что то, что ты собираешься делать, является действием естественным и обычным, ибо ощущение обратного тоже есть сомнение и протест. Далее надо забыть о том, что все еще дорого тебе (если оно мешает), потому что вспоминая о том, от чего пытаешься отойти, тем самым поощряешь и провоцируешь его: "В нас расцветает то, что мы питаем" - Гете.

 

Здесь описан так сказать волевой вариант вхождения в ПД. Но есть и другие психотехники, описанные в файле xland4. Однако не лишним будет иметь ввиду, что вхождение в ПД, как и любое планируемое действие, предваряется его ориентиром и качество вхождения в ПД будет зависеть от опорного образа вхождения в ПД. Одна из наших, то есть моих, ошибок заключается в том, что мы еще "на берегу" закладываем в себя "не чистый" (дефектный) образ вхождения в ПД, наделяя этот образ своими сомнениями, антипатиями, конкурирующими желаниями и т.д., и затем с таким дефектным ориентиром пытаемся добиться успеха в следовании ПД. И, тем не менее, при всех подобных знаниях мы, быть может чуть исправившись, снова и снова изобретаем способ как обманывать себя. Потому что в этом отношении мы изощрены, бесконечно разнообразны и гениальны. Как заметил Хуан Матус, более всего, что мы умеем делать, - это морочить самих себя.

 

19-00. Одна из причин самообмана - это отрицательное самовнушение. Подобное случается когда здоровый человек внушает себе, что он психически больной. Тогда у него действительно проблемы и его требуется лечить. Как часто это происходит... едва подумаешь о действии, и тут же его обгоняет предубеждение: а это сложно и это сделать я как надо не смогу. Только на самом деле не само оно обгоняет, а ты прикладываешь к действию свой опережающий его шаблон и провоцируешь проблему, которой и могло не быть: "В нас расцветает то, что мы питаем". Еще одна причина самообмана – беспокойство по поводу действия, его результата или чего-то еще. Само представление о действии, как о чем-то не обычном и не рядовом, провоцирует и беспокойство и неуспех.

 

И, наконец, за самообманом стоит желание себя обмануть. Даже простое самолюбие и то заставит считать свою проблему непростой, особенно когда уже потратил на нее неделю, месяц или год.

 

15.03.99. 6-45. "Когда отправляешься в путь, подумай и о том, чтобы он тебе быстро не надоел".

 

7-30. Когда делаешь какое-то дело, то в мире уже нет более и менее важных дел. Есть только дело, которое ты делаешь сейчас, и это то дело, которое нравится тебе... Не знаю почему и как пришло это впечатление - может быть как совет его осмыслить, но я его записал. Это похоже на то, как должен воспринимать свои действия волевой человек.

 

7-45. Еще одно впечатление в духе предыдущего. Важно не то, каково твое решение (является оно хорошим или плохим), а то, что ты принял решение и следуешь ему. Все прочее значения уже не имеет... А ведь это так - только на таких условиях возникает доверие к самому себе.

 

8-30. Ничто так не внушает доверия, как факт. Пример тому мой опыт за 20.02-21.02.99г и то, как он подействовал на меня. А "разгильдяйский" способ следования своим решениям внушает недоверие к себе, вне зависимости от вида оправданий и убедительности их. Мне приходилось проходить и через то, что это доверие давалось как бы авансом, но я упорно разрушал его.

 

"Держать уверенность в себе"... Если присмотреться, то мои беспокойства начинаются со слов: "Я не уверен в себе, я не уверен в себе,...", которые я незаметным образом все время повторяю про себя. Может быть "звучат" они несколько иначе, но все равно такой их смысл. Я заговариваю себя этими словами и не догадываюсь попробовать произнести обратные по смыслу слова. Это не упрек себе, а самонаблюдение, которое еще надо понять.

 

16.03.99. 7-30. О том же. Неуверенность - это защитная реакция, связанная со скрытой готовностью/предрасположением спрятаться или убежать.

 

14-10. Не уверен в точности формулировок, но основной мотив настроения неуверенности могу передать. Неуверенность начинается с представления (опорного образа) "кто сильнее". Если в своем воображении рисовать, что люди, с которыми ты сталкиваешься или можешь столкнуться, сильнее тебя, то чувство неуверенности и беспокойства будет гарантировано. Но это "кто сильнее?" может быть и более общим представлением, чем представление о мире людей. Какой знак присвоишь ответу на вопрос ("плюс", "минус", "безразлично"), такое настроение и получишь. Во всяком случае, так будет, если вопрос "кто сильнее" не сможешь сделать безразличным для тебя. Думаю, суть проблемы понятна, а словесное ее оформление большого значения не имеет. Главное обозначить предмет и понять, что, как всегда, многое зависит от шаблона, который примеряешь к себе или таскаешь с собой.

 

18.03.99. 16-20. Вспоминая пройденный путь. Во всех своих начинаниях предыдущих лет я отождествлял себя со своей текущей "философией". Поэтому я никогда не был готов изменить "себя", а мои эксперименты были игрой, но не работой над собой в том смысле, в каком, например, велась работа 20-21.02.99г. Даже если случался успех, то он все равно не закреплялся, потому что он был не адекватен "философии", которую я не собирался менять. Я тогда не представлял себе, в реальном плане, что может быть несколько равноправных "философий", ни одна из которых не является собственно тобой. С этой точки зрения многие мои проблемы являлись надуманными в том смысле, что они относились к разряду "не хочу", а не к разряду "не могу". Правда, элемент "не могу" тоже присутствовал по той причине, что у меня небыло того предметного опыта, который появился после 20-21.02.99г.

 

19.03.99. 9-00. Почему я повторяюсь? Потому что понимать слова - это не то же, что понимать то, что за ними стоит.

 

Сделать это (изменить "философию") можно, например, заставляя себя делать с удовольствием то, что неприятно тебе. Делать неоднократно, а средство для этого - положительный контроль мгновений. Что-то подобное мне уже удавалось раньше, но успех был неполноценным, а результат вскоре исчезал без следа. Почему? - Потому что я не ставил себе целью изменить свою "философию" и в этом плане свой результат никак не закреплял, а мои мысли и представления снова возвращались в прежний круг. Иначе говоря, операцию положительного контроля я еще кое-как осуществлял, но опорный образ "я в работе" при этом, по большому счету, не менял. Поэтому и даже сам положительный контроль мне порой изрядно надоедал:

 

"Единственная возможность повернуть свою жизнь однажды - это изменить свои взгляды" - Джим Рон.

 

К этому добавлю, что изменить свои взгляды, не означает то же, что изменить себя. В конце концов, шаблоны - это мелочь, надо только знать для чего их нужно менять. А примером подходящей "философии" могут служить установки СВ, записанные 15.03.99г в 7-30 и 7-45.

 

12-20. Вспоминая свой путь. Хочу отметить разницу между "принять" и "применить" (употребить). "Принять" – это значит сделать какое-то средство частью своей "философии", а без этого редко удавалось что-то полноценно "применить". Это был типичный вид самообмана: вроде бы я хотел что-то "применить", но не хотел "принять", а в результате по сути не хотел и "применить". Иначе говоря, я может быть и смог бы "применить", но не хотел за это заплатить.

 

15-20. О силе воли и самообмане. Мне надо поменять паспорт. Мотивы, по которым некоторые из двуногих вынуждают меня это сделать, отражают не реальную необходимость, а их психический дефект. Но еще хуже то, что на это нужно тратить время. Естественно, подобные сображения провоцируют мой протест. Однако я могу и обойтись без негатива. Для этого достаточно разбить операцию обмена п. на мгновения и удержать над таковыми положительный контроль. Но... направления мыслей принимают более гордый вид. Достойно ли такого мужа, как я, мелочиться на мгновения, когда можно и силу воли применить. Эдак трах-бабах и поборол свой негатив. Уже и приготовился было настроиться на такой лад, слегка вроде подкрутил свою волю. И вдруг обнаруживаю, что никакого противника или монстра передо мною нет, кроме того, которого сам рисую и которого вполне могу не рисовать. Право же глупо бороться против того, которого нет.

 

Получается, что не только на уровне мгновений, но, аналогичным образом, и в локальном эпизоде в целом я могу замещать негатив на нейтрал или позитив, даже без переосмысливания философии приоритетов и т.п.

 

Конечно, если надо преодолевать боль или усталость, то такое оружие, как сила воли, здесь вполне может оказаться необходимым. Однако в ряде других случаев мы желаем бороться с призраками, которых пожелали для себя изобрести.

 

20.03.99. Правило.

 

Пункт первый. Установка: я доволен тем, что следую правилу, вне зависимости от возможных отрицательных результатов и последствий.

 

Пункт второй. Настоящий ПД это не его успех, а настоящее старание в исполнении ПД. Внутреннее действие не должно делаться ради чего-то другого - только ради него самого.

 

Пункт третий. Лучше не принимать решение, которое не настроен выполнять.

 

16.12.00. 8-20. Ожидание успехов и наград. Эта установка часто опирается на негативный фактор (жадность или нетерпеливость). Ее импульса хватает не надолго, а в силу ее исходной негативности она в конечном счете обусловливает отрицательный результат. "Итак, не плодов ты желай, а деянья. А ради плодов прекрати ты старанья." Трудно открыть что-то новое, а еще труднее уже открытое понять не формально, а по существу.

 

23.12.00. Что заставляет нас вести себя неэффективно или глупо? Те правила (зачастую это правила "стаи"), которые мы неосознанно предписываем себе.

 

16.03.99. 9-00. Пока что пытаюсь компенсировать свой грех - нарушение обязательств, заданных в СВ. Речь об инициировании состояния уверенности. Я его буду продолжать так называть, но его не обязательно так называть. Дело в том, что я всегда был далеко не самоуверенным человеком, но, тем не менее, впечатление, вызванное попыткой инициирования СУ (состояния уверенности) напомнило мне мое типичное состояние в молодые годы, в особенности, когда я переключался на решение аналитических проблем. Я как бы автоматически принимал для внешнего мира модель его наиболее дружелюбного и беспроблемного варианта и на этом фоне внутренней беззаботности (это точные слова) я мог сосредоточиться на проблеме, а не на разного рода тревогах, как теперь. (Для творческого настроения нужен комфортный внутренний мир.)

 

17.10.06. 8-30. Цель организует и дает внутренний ориентир, моя цель - освоить стойку на руках. Но утром появилась новая подсказка: главная задача на данный момент - добиться, чтобы в стойке чувствовать себя комфортно. Это хороший ориентир, потому что если я думаю о том, чтобы в стойке чувствовать себя комфортно, то невольно заставляю себя чувствовать комфортно и без нее. Ну а стойка, так чтобы без опоры ногами о стенку, как всегда не получилась.

 

Как это выглядит? Вот я воображаю эту стойку, совершаемую с ощущением комфорта. При этом представлении я непроизвольно (именно непроизвольно!) выпрямляюсь, застываю в этой позе, возникает специфическое напряжение мышц, может также замедляться дыхание и т.п. С другой стороны, это может быть похожим и на состояние ПБ, когда погружаешься в бесконечность и как бы ждешь, пока искомое решение задачи придет само собой.

 

(P.S. Однажды, в 2007 году (смотри ниже), мне удалось достигнуть состояния глубокого успокоения, после чего я без проблем сделал эту стойку на руках. Подобный эпизод случился также в юности, когда я, глубоко успокоившись, – "отступив внутри себя" – смог сходу, без предварительной тренировки, сделать йоговское упражнение – выпил воду через нос.)

 

7.10.06. 20-00. Сегодня с утра начал пробовать делать волевую накачку. Заставлял чувствовать себя более энергичным, готовым к разного рода интенсивным усилиям и даже смог сконцентрироваться настолько, что сумел сделать стойку на руках у стенки (опираясь на нее ногами). Вопрос не просто в том, чтобы сделать эту стойку, а в том, чтобы заставить себя сделать это максимально хорошо. В этом смысл волевой накачки, которая может длиться и несколько часов.

 

14.10.06. 8-00. Вот я, скажем, готовлюсь сделать стойку на руках. Присмотревшись к себе, можно заметить, что при этом я продуцирую в своем теле какой-то импульс волевой/энергетической накачки. Затем замечаю, что и стоять на руках не обязательно, особенно если утомлен, но можно оставить только продуцирование импульса. Затем еще раз замечаю, что продуцирование импульса не обязательно должно быть связано с какими-то элементами психического напряжения. Можно продуцировать импульс энергетической накачки (приставка "волевой" здесь уже не обязательна) в состоянии отдыха, комфорта и ПО. Такой отдых видится более эффективным, чем просто отдых.

 

О рекомендациях. Возможно, они противоречивы. В последние дни наибольший эффект давала "волевая" накачка, в т.ч. с элементами ПО. Однако она тоже может утомлять. Из-за этого возникло новое "открытие" - "волевую" накачку, оказывается, возможно сочетать с отдыхом и комфортом, что и спровоцировало сегодняшнюю запись.

 

18.07.07. 11-30. С утра пытался отрабатывать спокойствие в плане СБ. (СБ - созерцание близкого текста или предмета.) Получил неожиданный побочный результат: смог сделать стойку на руках не опираясь ногой о стенку. До этого я пытался делать стойку более полугода назад и подобное не удавалось.

 

8.06.99. 9-00. Акт зрения требует расхода энергии. Надо уметь накопить ее и надо уметь в процессе зрения поддерживать (воспроизводить) ее. При недостатке энергии я могу только засыпать.

 

9-40. Дефектное настроение... Моя излюбленная предрасположненность - нетерпеливо торопиться. Это рефлекс понукания самого себя. Пробую замедлиться и сразу же получаю вполне ощутимый положительный эффект. (Момент замедления я обнаруживал всегда, когда случался положительный эффект.)

 

18.08.99. 19-00. Не буду говорить о скромных успехах, но некоторые впечатления весьма отчетливы. Похоже, что внутреннее замедление и освобождение дыхание приводят к улучшению зрения. Конечно, и замедление и освобождение дыхания требуют достижения некоторой глубины, после чего станет заметным их эффект.

 

19.07.05. 10-45. Пытался восстанавливать зрение. Сначала задался вопросом: есть ли корреляция между расслаблением (успокоением, внутренним замедлением и т.п.) и четкостью видения текста при его чтении без очков. Такая корреляция получилась.

 

25.04.06. 16-40. Подсознательное психическое давление, за ним - хроническая усталость. Меньше потакаешь самолюбию, меньше усталость. Внутренне замедляешься, "погружаешься в вечность" - такой же эффект. Утром посмеялся, покричал петушком и в голове прояснилось.

 

26.04.06. 7-50. Истины, открываемые заново.

 

Опять же, здесь проявляется и феномен истощающего действия психического напряжения. Его можно и не замечать, но действовать при этом он может разрушительно, особенно при дефиците сил.

 

Отображение, ориентир (извлечения из темы основного файла)

 

12.04.91. Ровно шесть часов утра. Одно из ощущений подобно ощущению человека, готовящего к прыжку. Это ощущение самомобилизации. Ведь при некотором запасе энергии и сосредоточении психика как бы автоматически стремится привести организм и все его функции в состояние, соответствующее реализации того образа состояния, который ты себе задаешь. Так я сейчас чувствую. Что же касается образа, то снова не могу удержаться от болтливости и отметить, что любой создаваемый настрой опирается на какой-то ведущий или ключевой образ, даже если человек этого не осознает. Прыгающий имеет в своем воображении образ прыжка. Штангист - образ состояния концентрации силы, которое обеспечит ему успех. Ведущий образ это внутренний ориентир, удерживаемый в воображении или в подсознании. Это цель. И если эта цель поставлена искренне и твердо, но не через силу, то психика сама организует и себя и организм в соответствии с "проектом", заданным целью.

 

19.04.91. "Ты тот, каким себя сумел представить". Суть действия принципа в том, что психика и организм подстраиваются под собственное представление о том, каков ты есть или станешь. Это представление служит для них внутренним ориентиром.

 

15.05.91. Поставленная перед собой цель организует человека и духовно и физиологически. Это связано с тем, что, представляя свой путь к цели, человек представляет и себя на этом пути. Адекватно этому представлению о себе меняется и общее состояние человека по всем его психическим и физиологическим компонентам.

 

В аватаре-йоге есть такой прием: человек смотрит на себя в зеркало и представляет себя красивым, с сильным телом. И здесь тоже возникает процесс, адекватный такому представлению.

 

1.12.91. Как я готовил себя к принятию холодного душа? Представлял себе, что я УЖЕ под холодным душем и "ЖДАЛ" пока почувствую, что привыкаю к нему.

 

Как доктор Ханнес готовил себя переплыть в одиночку океан? Видимо он представлял себя УЖЕ в океане, мысленно проходил через все возможные ситуации и "ждал" пока появится ощущение готовности плыть через океан.

 

Я УЖЕ в ожидаемом мире, с воздействиями которого наверное столкнусь. Я удерживаю или прокручиваю эти представления и "жду" ощущения, что в моем воображаемом мире задуманное уже удается.

 

1.10.96. 10-15. Прежде, чем что-то сделать, надо это действие представить в уме. Если представишь не верно, то получишь соответствующий неверному представлению результат.

 

... Что еще было в последних тетрадях? Описания опытов, как я входил под холодный душ - сначала мысленно адоптировался и к душу, и к тому, как буду его воспринимать (например, с песней и не ежась от холодного удара), затем пытался (зачастую не безуспешно) то же проделать в натуре. Писал о том, как себя мобилизовать - для этого надо запомнить и использовать то же усилие, которое человек делает непроизвольно, когда предстоит перепрыгнуть через препятствие.

 

2.10.96. 11-40. Еще по мотивам тетрадей... Человек может адаптироваться к собственному представлению, например, к представлению о холодном душе. Но может и более непосредственно внутренним действием ВД воздействовать на себя. Когда человеку предстоит сосчитать что-то в уме или перепрыгнуть канаву он предварительно совершает какие-то ВД. Эти ВД можно запомнить и пополнить ими свой внутренний арсенал.

 

9.10.96. 12-25. Вчера прочел труд Дейла Карнеги "Как перестать беспокоиться и начать жить". Немало здравых мыслей и примеры их практического применения впечатляют. И все же, что-то мне в изложении Карнеги не понравилось. Довольно долго не мог сообразить, что именно. Потом понял, что я проблему беспокойства вижу под иным углом: углом соотношения первичного и вторичного моментов. Первичное это наш выбор, как мы решили для себя относиться к жизни - более положительным или более отрицательным образом. А вторичное это то, как мы оправдываем для себя наш выбор в разных жизненных обстоятельствах, и рецепты, помогающие этот выбор претворить. У поэта, йога и последователя Карнеги выбор будет разным... Если выбор совершен, то можно обойтись и без готовых рецептов. Если же мы обращаемся к рецептам, не сделав выбор, то они вряд ли помогут нам.

 

25.11.96. 8-30. Ошибка, может быть, начинается с общего представления о том, что мир тебе чем-то обязан, что-то должен, и ты вправе чего-то требовать от него.

 

5.07.98 9-25 Последние дни я просматривал книги Карлоса Кастанеды. Попробую кое-что извлечь оттуда в свой дневник в свободном или более чем свободном изложении.

 

Драматическим тоном дон Хуан заявил, что внутреннее благополучие - это состояние, которое нужно создать.

 

- Весь фокус в том, на что ориентироваться, - сказал он. - Каждый из нас сам либо делает себя несчастным, либо делает себя сильным. Объем работы, необходимой и в первом, и во втором случае, - один и тот же.

 

22.02.99. 14-00. Идея "делания" и "неделания" до сих пор еще, кажется, не доходила до моего понимания. Пока мы занимаемся переживанием и т.п., мы "делаем" себя. Например, я "делал" себя такого, каким я стал сейчас, но на пару дней я прекратил такое "безобразие" и этим "неделаю" себя. Те переходы из одного настроения в другое, что я проделал и испытал, сделали идею "делания-неделания" более очевидной. По Хуану Матусу своим "деланием" мы создаем не только себя, но и этот мир. Я бы сказал помягче : Своим "деланием" мы создаем описание того, как видим мир. Однако факт состоит в том, что то что мы "делаем" воздействует на нас.

 

14.03.99. 7-45. Одна из наших, то есть моих, ошибок заключается в том, что мы еще "на берегу" закладываем в себя "не чистый" (дефектный) образ вхождения в ПД, наделяя этот образ своими сомнениями, антипатиями конкурирующими желаниями и т.д., и затем с таким дефектным ориентиром пытаемся добиться успеха в следовании ПД.

 

"19.04.91. "Ты тот, каким себя сумел представить". Суть действия принципа в том, что психика и организм подстраиваются под собственное представление о том, каков ты есть или станешь. Это представление служит для них внутренним ориентиром."

 

3.04.99. 7-00. Это можно назвать уверенностью, сосредоточением, успокоением, настроением воина по К.Кастанеде, отступлением внутри себя (по файлу xland5). Это бывает у спортсмена за секунду перед прыжком, у штангиста за секунду, как начнет брать вес. Это бывает за мгновение до того, как собираешься в уме перемножить два двузначных числа. Это бывает всегда, когда готовишься что-то сделать по настоящему, с отдачей, а не кое-как. Это состояние непроизвольного расслабления психики и одновремемнно ее концентрации.

 

(Словами не всегда удается передать точный внутренний смысл. Но есть примеры этого состояния. В первый раз, когда я понял это состояние, я воспринял его как своего рода отступление в область успокоения. Отступление, где все преднамеренное и суетное на время остается "за бортом". К сожалению, в компьютерном дневнике об этом говорится меньше, чем в тетрадях, но я привожу фрагмент:

 

"25.05.92. 22-15. ФАКТОР УСПОКОЕНИЯ - почему я все время забываю о нем?! Стоит в достаточной мере успокоиться и ты становишься единым с самим собой... Вспоминаю раннюю юность, когда подобно йогу попробовал выпить воду через нос. Рефлекс блокировал мое намерение в первой попытке. Но вот по какой-то внутренней подсказке я успокоил себя и сделал это упражнение сходу".

 

Поскольку впервые я ощутил это состояние, как "отступление внутри себя" (отступление от предыдущих состояний и помех в некоторую "исходную" точку, из которой можно выбирать, не возвращаясь далее назад, любое среди возможных направлений движения вперед), то это состояние я и далее буду таким же образом именовать.)

 

19.06.99. 9-50. К вопросу об обыденности: Когда-то в Йоге я прочел о том, что нужно вести себя так, как будто желаемые свойства у тебя уже есть. В определенном смысле я пытался смотреть именно так.

 

20-21.08.99. Настроение зависит от того на что направлено внимание в данный момент. Но по большому счету настроение - это эмоциональное отображение модели мира и обстоятельств, существующей во мне в данный момент.

 

15.12.00. 4-00. Во мне живет, так сказать, дежурное опережающее отображение. Это уровень притязаний. Он создает внутреннюю напряженность и недовольство. Снижение этого уровня действует в пользу расслабления и позитива.

 

19.12.00. 8-50. Идея сегодняшней записи заключается в том утверждении, что в нас работают механизмы самообмана и усугубления своих проблем.

 

Но вот у меня локальная задача, в которой мне надо что-то в себе преодолеть - нежелание, инерционность и т.д. Как я поступаю в этих случаях. Я сначала рисую в своем воображении отрицательный образ того, что нужно преодолеть - так уж у меня заведено, а потом усугубленную таким образом проблему пытаюсь героически преодолеть. А на самом деле я в изрядной мере преодолеваю лишь собственный САМООБМАН. Таким образом, я снова начинал с того чтобы усугубить свою проблему. Именно так со мной сегодня и происходило.

 

2.10.01. 10-50. Любому действию предшествует представление о том, как его следует совершить. А представление - это уже элемент самовнушения.

 

24.12.00. 9-00. Проснулся, вспомнил об обстоятельствах своей жизни и непроизвольно вернулся негатив. Но, присмотревшись к себе, заметил, что в момент переключения на положительные мысли, воспоминания или образы во мне присутствует позитив. Такой вот совершенно примитивный механизм. Потом придумал обращать внимание на внешние предметы. Эффект аналогичный. Словами это объяснять почти бесполезно. А эксперимент, повторенный несколько раз, уже в чем-то убеждает.

 

6.07.98. 7-55. Намерение остановить мысль на 1-2 секунды может восприняться легко, а на 1-2 часа - вызвать внутренний протест.

 

"Настроив дух на миг иль век, ты будешь разный человек".

 

19.10.06. 13-30. Чтобы чего-то добиться, надо сначала этого РЕАЛЬНО захотеть.

 

22.11.06. 11-30. Фактор "внутреннее замедление". Мы рефлекторно замедляемся, пытаясь сконцентрироваться на какой-то из проблем. Когда что-то не ладится с вхождением в ПД или требуется его углубить, внутреннее замедление может здесь помочь: проверено и следует иметь ввиду.

 

Правило, психологическая установка. Не всегда есть время на выяснение плюсов и минусов решения, реальных или субъективных. Здесь лучший аргумент: достаточно того, что я так решил на данный момент. И вообще, - не надо слишком мелочиться.

 

P.S. Думаю, не лишним будет пояснить эти тезисы на примерах. Утром вернулись тревожные сны и была проблема с тем, чтобы столкнуть себя с негатива. С внутренним замедлением сделать это стало проще. Далее я присмотрелся к этому фактору и родил первый абзац. Позже чрезмерно увлекся политической радиопередачей. В общем, была причина быть недовольным самим собой. И внутренний оппонент справедливо возразил против ПО в том смысле, что меня уместнее ругать, чем ублажать. Тогда я прибегнул к правилу, которое не включает в себя эмоциональную оценку решения следовать или не следовать ПО (волевой выбор). В результате возник второй абзац.

 

Позже еще раз проверил тезисы двух абзацев в действии: работают нормально.

 

17-00. Осталась еще какая-то недосказанная часть правды или ложь перед самим собой. Если я знаю, что при следовании ПД нельзя ввязываться в дискуссии с самим собой, - а я это знаю, если я знаю, что при следовании ПД нельзя останавливать свое внимание на оплошностях и неудачах, - а я это тоже знаю, и, наконец, если я знаю, что при попытках следования ПД (т.е. на этапе вхождения в ПД) вообще нельзя останавливать свое внимание ни на чем, кроме как на собственно действии (или состоянии) ПД, то следование ПД просто не может не получаться (тезис номер три).

 

P.S. Пожалуй, и по последнему третьему тезису не помешает привести пример. Только что закончился разговор, после которого я был несколько взбудоражен. Потом вспомнил о следовании ПО, но сходу оно не пошло. Не пошло также из-за все той же инерции взбудораженности и внутреннее замедление, которое срабатывало с утра. Тогда я применил другой прием. Забыл об этой взбудораженности (отключил от нее внимание) и переключил непрерывное внимание только на действие ПО. Все остальное в продвижении к ПО совершается бесповоротно, если есть в арсенала это действие ПО.

 

23.11.06. 19-00. Еще раз о внутреннем замедлении. Отсутствие перед предстоящим действием непроизвольного внутреннего замедления с сопутствующими ему концентрацией, расслаблением, задержкой дыхания и т.п. может быть внешним признаком самообмана, т.е. того, что последующее действие будет не выполнено не из-за отсутствия наличных на данный момент возможностей, а из-за отсутствия реального намерения его выполнять.

 

Анонсы тем

Copyright © 2009 - 2024 Алгоритмист | Правовая информация
Карта сайта
Яндекс.Метрика