Внутреннее действие – исходное понятие, смысл которого раскрывается на примерах. Попробуйте на мгновение сосредоточить свое внимание на кончике указательного пальца. Теперь заставьте на мгновение почувствовать себя более спокойным, или более уверенным, или более неторопливым. Во всех этих случаях можно заметить импульс внутреннего действия, предшествовавшего полученному результату. Эти внутренние действия можно осознавать, запоминать и в дальнейшем выполнять подобно выполнению внешних действий.
2.10.96. 11-40. Еще по мотивам тетрадей... Человек может адаптироваться к собственному представлению, например, к представлению о холодном душе. Но может и более непосредственно внутренним действием ВД воздействовать на себя. Когда человеку предстоит сосчитать что-то в уме или перепрыгнуть канаву он предварительно совершает какие-то ВД. Эти ВД можно запомнить и пополнить ими свой внутренний арсенал.
9.10.96. 16-30. Как я избавляюсь от негатива? По разному - главное не столько в умении, как в желании это сделать. А проще всего пожалуй так. Сначала нужно совершить или ощутить (оба эти слова в пределах своей неточности равноценны) избавление на какой-то самый краткий момент. Это внутреннее действие избавления (обозначим его ВДИ) способен так или иначе совершить почти любой человек. Затем следует воспроизвести его несколько раз и запомнить или осознать. И первая часть задачи уже решена. Ее формулировка, придуманная не мной, может быть такова: УХВАТИ САМОГО МАЛЕНЬКОГО ЧЕРТА ЗА ХВОСТ, И ОН ПОКАЖЕТ ТЕБЕ, ГДЕ САМЫЙ БОЛЬШОЙ.
Далее остается просто работа ВДИ, заключающаяся в попытках воспроизводить и удерживать ВДИ до тех пор, пока внутреннее равновесие не установится в новой фазе и нужное состояние не будет поддерживаться само собой. Описанная технология может быть использована также при освобождении дыхания и т.д.
(14.10.06. 8-00. Вот я, скажем, готовлюсь сделать стойку на руках. Присмотревшись к себе, можно заметить, что при этом я продуцирую в своем теле какой-то импульс волевой/энергетической накачки. Затем замечаю, что и стоять на руках не обязательно, особенно если утомлен, но можно оставить только продуцирование импульса. Затем еще раз замечаю, что продуцирование импульса не обязательно должно быть связано с какими-то элементами психического напряжения. Можно продуцировать импульс энергетической накачки (приставка "волевой" здесь уже не обязательна) в состоянии отдыха, комфорта и ПО. Такой отдых видится более эффективным, чем просто отдых.)
12.10.96. 9-20. Осталось ли что-то в тетрадях, чего нет в компьютерном дневнике? Да, есть вещи, о которых мне не хотелось говорить.
Я пробовал чувствовать себя удовлетворенным тем, что у меня есть, и так, как будто сверх этого мне ничего не надо. Пробовал сказать себе, что всего желаемого я уже достиг и я доволен собой. Такое состояние внутренней удовлетворенности я назвал "Все как надо". Это не было чем-то вроде самоубеждения по рецепту Д.Карнеги. Это было просто какое-то внутреннее усилие (внутреннее действие), переводящее меня в состояние "Все как надо". Может быть, сначала такое усилие было кратковременным, а потом я растянул его. Деталей не помню, но переход в состояние удовлетворенности собой и всем достигнутым давался почему-то без проблем, хотя обычно я склонен быть недовольным собой. Не знаю, проявилась ли здесь моя индивидуальная особенность, но можно подозревать, что человеку не так уж трудно дается сказать себе, что он молодец, если захочет это сделать.
16.10.96. 10-45. Вот я начал освобождать дыхание и во мне нарастает какой-то внутренний протест: я дорог себе такой, какой я есть, со своими страхами и т.д. Спорить с этим почти бесполезно - В ЗАЧЕТ ИДЕТ ТОЛЬКО ДЕЙСТВИЕ (в данном случае, действие освобождения дыхания). Если ты решил освобождать дыхание, то надо его освобождать. А рассуждения здесь скорее не помогут, а навредят.
... В данном случае мои действия могут закончиться и неудачей. Но неудача все равно не будет полной. Потому что действия неизбежно пойдут в зачет - они оставят свой внутренний след.
24.10.96. 18-30. Когда тебе кажется, что ПБ уже получается сам собой, внутренне остановись и присмотрись к себе. И ты заметишь: то, что ты делаешь, это еще далеко не то, что ты можешь сделать сейчас, в данный момент на этом пути.
30.10.96. 19-30. Сосредоточивался на ощущении в кончике пальца, по возможности не отвлекаясь на восприятии его и усиливая миг удачи, как себе ранее рекомендовал.
Но в плюс к этой рекомендации заметил, что внутреннее действие не должно делаться ради чего-то другого - только ради него самого. Тогда степень концентрирования на действии становится глубже. Подобное я замечал и занимаясь СБ - о близком созерцании я ранее уже писал.
3.11.96. 8-50. Готовность, наверное, может быть многообразной. Но самое малое, что я могу сейчас сделать, это подтянуться, как в строю. Когда-то я пробовал это проделывать и энергичности прибавлялось. И последнее ощущение: ГЛАВНОЕ В ДОСТИЖЕНИИ ГОТОВНОСТИ, ОЩУТИТЬ В СЕБЕ ЭТУ ГОТОВНОСТЬ. Это всего лишь одно из внутренних усилий. То, что раньше я обозначил, как внутреннее действие ВД.
5.11.96. 23-00. Еще можно вспомнить, что возбуждение готовности это тоже внутреннее действие ВД, и психотехника его наращивания здесь может быть такая же, как в ПБ. А может быть надо начинать с попыток привыкания к проблемной обстановке (я и мои действия, когда я готов), и это тоже своего рода ВД. Главное и не давить на себя и не отступать надолго от ВД.
7.07.98. 8-00. Продолжаю просматривать свой дневник.
"Да, ты уже решил, ты намереваешься отключаться от всяких там мыслей. Но весь фокус в том, что ты собираешься это сделать не в ДАННЫЙ МОМЕНТ, а через секунду, или минуту, или через час. В этом вся хитрость самообмана, которую необходимо распознать в себе. ОТЛОЖЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ ПРИ НЕОТЛОЖЕННОМ НАМЕРЕНИИ - вот типичный самообман". Решить - это одно, а сказать себе, что ты решил, - другое. Это разные признаки внутренних состояний. Я плохо различаю разницу между тем и другим, поскольку не делал внутреннего действия "ПРИСМОТРИСЬ К СЕБЕ".
1.03.99. 7-00. Сейчас я предпочитаю прямое воздействие на свое состояние. Так сказать, борьба с собой или воздействие "в лоб" без дискуссий и т.п. Внутренние дискуссии, действительно, чаще всего только провоцируют то, от чего ты еще не ушел, но хочешь уйти. Но, говоря о "борьбе с собой", надо сказать, что это лишь способ говорить. Иногда подобное представление (ориентир на "борьбу") помогает "взять" нужное внутренне действие. Другой раз "противник" как бы исчезает и для описания внутреннего действия могут лучше подойти не слова "атака в лоб", а слова "обходной маневр". На самом деле и слова "атака в лоб" и слова "обходной маневр" могут означать одно и тоже внутреннее действие, видимое с разных сторон. Но при любом его видении внутренних дискуссий полезно в изрядной мере избегать.
Нужно помнить, что действие инициирования положительного состояния опирается на своего рода воспоминание о таком состоянии и для подобного воспоминания надо как-то задействовать наличный внутренний материал. Поэтому то, что будет излагаться в ключе "обходной маневр", при определенной степени углубления во внутреннее действие, а не в рассуждение о нем, может подходить и под определение "атака в лоб". Фактически же это пожалуй ближе к вызванной тем или иным образом серии воспоминаний о положительном настроении, которое пытаешься в себе воспроизвести. Правда, может получиться и так, что внутреннее усилие будет очень похожим на какое-то прямое усилие, подобное тому, которое нужно сделать, чтобы, скажем, сжать руку в кулак. Но и в последнем случае прежде, чем сжать руку в кулак, возникает опережающее неосознанное "воспоминание" (представление) руки, сжатой в кулак.
9.10.96. 12-25. Внутренние действия порой требуют какого-то РАЗНООБРАЗИЯ, даже если сохранилась неизменной их цель. Попытка воспроизводить внутреннее действие одним и тем же способом не является безусловно необходимой и даже может затормозить прогресс. Полезно оставлять СВОБОДУ ДЛЯ ВЫБОРА внутреннего движения, даже когда наметил "точку", к которой следует идти. И, может быть, это единственное, что следовало сегодня сказать вместо длинных слов. Так, сегодня, например, я предавался лени, чтобы сбить провоцирующую беспокойство торопливость, но другой раз может потребоваться что-то еще. В общем, главная суть не в словах, а во внутренних навыках, которые не заменят куча слов. Но поскольку я веду дневник, то решил потратить на него некоторое количество слов, предупреждая, что "философия" сама по себе вряд ли сможет помочь. И еще я хотел бы предупредить об опасности передергивания, которое может возникнуть после прочтения фрагмента. Задачей фрагмента было лишь то, чтобы сказать о существовании возможностей выбора внутренних действий и о примерах того, как они могут выглядеть "со стороны",
Что касается параллели, проведенной выше между "вхождением" и сжатием руки, то она, если "присмотреться", выглядит не случайной. В последнем случае тоже есть внутреннее действие "вхождения", предваряющее состояние сжатой руки. И это внутреннее действие тоже сложно описать как-то однозначно посредством самых длинных слов, потому что оно существует во внутренних навыках, а не в словах. Однако факт заключается в том, что это внутреннее действие мы так или иначе, но научились воспроизводить. Таково свойство нашего организма, отвечающее установке: не замени действия рассуждением о нем. Поэтому приведенный выше фрагмент можно принять к сведению, можно его еще раз продумать, но не стоит слишком уж опираться на его теоретический аспект.
1.03.99. 23-00. "Раскопал" психотехнические приемы за 9, 21, 22, 24.10.96г и 9.06.97г и привожу их в виде, несколько препарированном применительно к решению текущих задач:
"Как я избавляюсь от негатива? По разному - главное не столько в умении, как в желании это сделать. А проще всего пожалуй так. Сначала нужно совершить или ощутить (оба слова в пределах своей неточности равноценны) избавление на какой-то самый краткий момент. Это внутреннее действие избавления способен так или иначе совершить почти любой человек. Затем следует воспроизвести его несколько раз и запомнить или осознать. И первая часть задачи уже решена. Ее формулировка, придуманная не мной, может быть такова: УХВАТИ САМОГО МАЛЕНЬКОГО ЧЕРТА ЗА ХВОСТ И ОН ПОКАЖЕТ ТЕБЕ, ГДЕ САМЫЙ БОЛЬШОЙ. Далее остается воспроизводить действие, пока новое внутреннее равновесие не будет поддерживаться само собой. Описанная технология может быть использована также при освобождении дыхания и т.д.
1.03.99. 15-20. Для того, чтобы сжать содержащуюся в сегодняшней записи внешне разнородную информацию об аргументах, шаблонах, радостных пустяках, приятных ощущениях, облаках и т.п., можно воспользоваться словом в широком смысле АРГУМЕНТ. Тогда путь инициирования положительного настроения предстанет в двух ипостасях: "напрямую" и "через аргумент".
Итак, при инициировании положительного настроения не следует ввязываться во внутренние дискуссии по сему поводу и не следует предвзято ограничивать себя в выборе используемых на уровне внутреннего действия средств.
14.03.99. 7-45. Надо знать о себе, что мы очень изощренно и гениально умеем обманывать себя. 70, а порой 90 или даже все 99 процентов неуспеха обеспечивает наш выбор провоцировать в себе сомнение и протест. Поэтому, приступая к внутреннему действию (в данном случае инициированию положительного настроения), надо исключить сомнение и протест, а затем добиться ощущения, что то, что ты собираешься делать, является действием естественным и обычным, ибо ощущение обратного тоже есть сомнение и протест.
Итак. Пункт первый: не позволяй себе делать ложный выбор и не поощряй в этом отношении себя. Твое текущее занятие является естественным и обычным, а вектор внимания направлен вперед и не дергается туда сюда, как бычий хвост, возвращаясь к плану волнений, от которого ты должен был откреститься и о котором должен был уже забыть. Потому что твой план тот, который впереди, а не тот о котором ты мнишь, что он все еще дорог тебе, а пока будешь выбирать для себя "действие" думать о прошлом, ты не избавишься от него. Пункт второй: нить внутреннего действия должна быть по возможности непрерывной, что, кстати, автоматически обеспечивает первый пункт.
Что касается сомнений, то они так же полезны, как скользкая дорога на твоем пути. А протест - это нежелание платить при попытке что-то приобрести. Ну а если можешь сделать нить импульсов внутреннего действия непрерывной, то все эти многословные советы или сравнения и просто ни к чему.
22-00. Пункт правила. Настоящий ПД это не его успех, а настоящее старание в исполнении ПД. Внутреннее действие не должно делаться ради чего-то другого - только ради него самого.
17.10.06. 8-30. Цель организует и дает внутренний ориентир, моя цель - освоить стойку на руках. Но утром появилась новая подсказка: главная задача на данный момент - добиться, чтобы в стойке чувствовать себя комфортно. Это хороший ориентир, потому что если я думаю о том, чтобы в стойке чувствовать себя комфортно, то невольно заставляю себя чувствовать комфортно и без нее. Ну а стойка, так чтобы без опоры ногами о стенку, как всегда не получилась.
Как это выглядит? Вот я воображаю эту стойку, совершаемую с ощущением комфорта. При этом представлении я непроизвольно (именно непроизвольно!) выпрямляюсь, застываю в этой позе, возникает специфическое напряжение мышц, может также замедляться дыхание и т.п. С другой стороны, это может быть похожим и на состояние ПБ, когда погружаешься в бесконечность и как бы ждешь, пока искомое решение задачи придет само собой.