Внутренний материал – опыт действий, накопившийся в результате его отображения в памяти, ассоциативных связях, рефлексах и т.д., проявляющий себя через механизмы сознания, поиска решений, выбора действий, а также через доводы "внутреннего голоса", новые впечатления, предпочтения и т.п.
26.02.99. 18-40. Попробовал вернуться на путь действия и сразу же почувствовал предметно, что чистое действие философией не заменить. Более того, возникло подозрение, что и записанная сегодня "философия" является производной от тех действий, которые я пытался над собой сотворить.
Я это почувствовал, а не придумал, и решил, что это надо записать.
19-00. И все же... Сейчас у меня нет предопределенно отрицательного впечатления о "философии". "Философия" это то, что позволяет закрепить внутренне накопленный материал. Вопрос в том, чтобы был этот стоящий закрепления материал. Очень часто я пытался взять его авансом и закреплял свои развлечения или гипотезы, а не какой-то действительно существенный реальный результат. И как бы я ни отдавал в своих записях приоритет практическому действию, все же оно, хотя и с какими-то существенными оговорками, имеет признак "быть слепым". И нужен некий оценочный элемент (родившийся в результате "слепого" действия), который позволяет это действие выбирать. Наверное, полезные навыки могут закрепляться и без "философий", но это уже не только прагматический, но и вкусовой момент.
При всем же этом надо понимать, что фактором движения является действие, фактором прогресса - его результат, а "философия" лишь обслуживает их. Обратное соотношение можно относить к области фантазий или случайных слов.
27.02.99. 7-00.
21 и 22.02.99. РЕКОМЕНДАЦИЯ: ИЗБЕГАЙ РЕКОМЕНДАЦИЙ.
24.02.99. О впечатлениях: ВПЕЧАТЛЕНИЯ ПРЕХОДЯЩИ.
22.02.99. Еще "для истории" могу сказать, что "внутренний голос" не всегда одинаково говорит: в одном настроении он говорит одно, в другом - нечто совершенно не похожее на то, что раньше говорил.
...Так о чем сегодняшняя запись? Пожалуй об отношениях действия и "философии" на моем пути. При всех отклонениях от общей тенденции, связанных с изменениями обстоятельств или направления пути, в целом она была такова:
Действие, если таковое у меня случалось, приводило к накоплению внутреннего материала, который я пытался вербализировать и заполнить им свой "философический" багаж. Этот багаж оказывался и вредным и полезным. Вредным тогда, когда я заставлял себя к нему возвращаться или считал себя обязанным его тащить. Полезным - когда в нем оказывалось средство, нужное не вообще, а в данный момент. Когда я недооценивал необходимости действия, то это приводило к увеличению потока "философий", но в целом отдаляло полезный результат. По мере продвижения (увы, небольшого) по пути действия ценность философического багажа ослабевала, потому что внутренний багаж смещался в область практических навыков и, может быть, в область, где проявлялся уже физиологический момент. "Философии" все более склонялись к рекомендациям, рекомендации становились более утилитарными, затем стали приближаться к формуле, что нужно действовать, а не рассуждать. Последнее мне становилось, увы, не интересным и я не достигал более того, что можно обозначить как поверхностный успех.
1.03.99. 7-00. Для современной науки является банальностью то, что человек не может сделать ничего, кроме как, исходя из тех или иных своих потребностей и побуждений. Но сами потребности человек может выбирать и делает это всю свою жизнь. В последнем факте кроется и принципиальная возможность выхода из под удара обстоятельств. Ведь если невозможно защитить потребности, то может оставаться возможность их поменять. Как бы абстрактно и "философически" это ни звучало, но сие есть способность человека адаптироваться к внешней среде, а заодно и к самому себе: или мы меняем обстоятельства, которые нас не устраивают, или пытаемся что-то изменить в себе.
Но еще напомню себе и то, что все это является второстепенным, против короткого тезиса от 27.02.99. о том, что "Важен не успех или не успех следования правилу. Важно - выбрал я это правило или нет." Если я выбрал его, то наработка внутреннего материала так или иначе произойдет. А сегодняшнее "теоретизирование" оправдываю лишь тем, что попытался сделать чтобы подобная наработка легче произошла.
4.03.99. Человек имеет два языка - слов и ощущений. Слова и ощущения не эквивалентны и этих эквивалентов тем меньше, чем дальше продвигаешься на пути действия ПД.
Действие, если таковое у меня случалось, приводило к накоплению внутреннего материала, который я пытался вербализировать, чтобы заполнить свой "философический" багаж. (Запись от 9.02.92: "Если вспомнить историю теории ПБ, то это будет, пожалуй, история попыток осознания собственного внутреннего языка. Внутренние подсказки возникали всегда, а я пытался переводить их на язык слов.") Этот багаж оказывался и вредным и полезным. Вредным тогда, когда я намеренно заставлял себя к нему возвращаться. Полезным - когда в нем оказывалось средство или понятие, нужное не вообще, а в данный момент. Когда я недооценивал необходимости действия, то это приводило к увеличению потока "философий", но в целом отдаляло полезный результат. По мере продвижения (пока небольшого) по пути действия внутренний багаж смещался в область практических навыков и ценность философического багажа ослабевала. Рекомендации все больше стали приближаться к формуле, что нужно действовать, а не рассуждать. Последнее мне становилось, увы, не интересным и я обычно не достигал более того, что можно обозначить как поверхностный успех.
16.03.99. 5-20. О некоторых впечатлениях.
Первое. Стиль СВ - делай и не рассуждай и свои впечатления не запоминай. Эти запреты - непременное условие завоевания доверия к самому себе. Но с таким оружием надо обращаться осторожно. Потому что может оказаться, что задание, которое даешь себе, имеет совсем другие свойства, чем первоначально предполагал.
Второе. В позавчерашней записи я кое-где употребил громкие слова, взамен искренних. Это касается рассуждений о самообмане, где доля гипотезы не меньше уверенности в их правоте. Но дело в том, что вчера я снова просматривал свой дневник, начиная с первой тетради, и с удивлением обнаружил, что все мои последние открытия уже были названы в виде гипотез. Все гипотезы оказались верны, только они дополнились конкретным материалом. Поэтому правомочно признать, что гипотезы, так или иначе инициированные путем действия, не лезут из меня просто так, а отражают некоторую, пусть до конца не понятую, суть. Поскольку исключений из этого тезиса не помню, то полагаю, что его можно экстраполировать и на то, что я написал о самообмане. Иначе говоря, нужно признать справедливость сказанных о самообмане слов и постараться лучше понять стоящий за ними смысл.
(Позавчерашняя запись. Одна из причин самообмана - это отрицательное самовнушение. Подобное случается, когда здоровый человек внушает себе, что он психически больной. Тогда у него действительно проблемы и его требуется лечить. Как часто это происходит... едва подумаешь о действии и тут же его обгоняет предубеждение: а это сложно и это сделать я как надо не смогу. Только на самом деле не само оно обгоняет, а ты прикладываешь к действию свой опережающий его шаблон и провоцируешь проблему, которой и могло не быть: "В нас расцветает то, что мы питаем". Еще одна причина самообмана - беспокойство по поводу действия, его результата или чего-то еще. Само представление о действии, как о чем-то не обычном и не рядовом, провоцирует и беспокойство и неуспех.
И, наконец, за самообманом стоит желание себя обмануть. Даже простое самолюбие и то заставит считать свою проблему непростой, особенно когда уже потратил на нее неделю, месяц или год.
ИНИЦИИРУЕМАЯ СЛОЖНОСТЬ - вот проблема, которой могло бы и не быть. Все мы УЖЕ йоги, только где-то, как-то сознаться в этом или согласиться с этим не хотим. Нам проще утверждать совсем обратное, чем брать ответственность за нашу нерадивость на себя.)
16.03.99. 9-00. 10-00. Вспоминая пройденный путь. Моя катастрофическая ошибка заключалась не в том, что я записывал впечатления, а в том, что я продолжал что-то записывать, когда исчерпывался наработанный действием внутренний материал. Ключевые впечатления надо записывать, чтобы осмыслить и закрепить их. Если в этом занятии не превышать действительно полезный минимум и не размазываться по мелочам, то запись впечатлений не мешает, а может даже и придает устойчивость движению вперед. Так я понимаю эту бесконечно затрагивавшуюся в дневнике проблему сейчас. (Точно. Вот сейчас - 1.04.99г, я перечитываю этот файл и нахожу, что надо повторно, а то и по нескольку раз, прорабатывать едва ли не каждую строку, чтобы понять, вспомнить и закрепить в своей памяти стоящий за записанными словами смысл.)
4.05.99. 19-10. В этом файле я в основном избегал порочной тактики делать обобщения прежде чем наработается конкретный материал. Но все же... За два дня упорными усилиями я однажды переключил себя с негатива на позитив. Едва ли не аналогичным образом я улучшил свое зрение тоже за два дня. Наверное, в течении двух дней я бы смог улучшать свои результаты, скажем, по прыжкам в длину. Но это все похоже на некий поверхностный, или лежащий на поверхности, успех. Потому что дальнейший прогресс замедляется в несколько десятков раз.
26.11.00. Как бы там ни было, но мне кажется, что то чем я на данный момент заполнил этот файл, составляет полезный кусок моего дневника. А извлеку ли я пользу из записанного - будет зависеть от того "я", каким я буду, когда начну перечитывать этот дневник. Для того чтобы воспринять "философскую" идею, надо уже иметь в себе какой-то наработанный действием материал. Без этого любая "мудрость" - не более чем оболочка слов. Однако если всерьез доходишь до идеи действия, то и данная "мудрость" вряд ли нужна. Наработанный действием материал все равно ее повторит, а потом "придумает" и что-то "свое".
Такие циклы я тоже проходил. Записываешь свои "сверхценные" открытия в дневник, а потом однажды приходишь к мнению, что если бы это не записывал, то не только бы в конечном счете не потерял, но и больше бы продвинулся вперед, сэкономив время и силы, потраченные на болтовню.
29.11.00. 7-30. Когда я начинал следование ПБ, я много раз впадал в одну и ту же ошибку - поддаваться соблазном. Постоянно критиковал себя за это и снова эту же ошибку совершал. Сегодня я подобным образом впадал в ошибку, пытаясь решить внутренние проблемы интеллектуальным путем.
14-15. Философские переосмысления нужны, когда к этому подталкивает накопленный по результатам действия внутренний материал, а не по желанию ускорить результат. Вчера, нарушив этот принцип, я этим разрушил уже наработанный внутренний материал. (Непосредственной причиной разрушения состояния оптимизма было то, что я прекратил инициировать ПО.)
16-00. Мы живем не столько по "философиям", хотя нам кажется, что это именно так, и "внутренний голос" в этом убеждает, а по каким-то внутренним рефлексам. Воздействия усилия ПО меняет соотношение активированных рефлексов и это приводит к новому сочетанию впечатлений, восприятий, мыслей и т.п.
Внутренний материал - это своего рода цепочка активированных внутренних рефлексов, которая как-то успела закрепиться в тебе на данный момент. Интеллектуальным способом создать подобную цепочку не удается, но таким способом ее возможно разрушать.
Та цепочка активированных рефлексов, что присутствует во мне в данный момент, и есть мое текущее "я", если я себя отождествляю с ней. Негативные обстоятельства постепенно закрепили мой негатив и это стало моим "я". Воздействием ПО вчера я временно активировал донегативную цепочку и возникло впечатление "встречи с собой".
Можно уточнить, что речь шла о циклической цепочке.
9.02.92. 10-55. Если вспомнить историю теории ПБ, то это будет, пожалуй, история попыток осознания собственного внутреннего языка. Внутренние подсказки возникали всегда, а я пытался переводить их на язык слов.
1.10.96. 18-50. Продолжу тему о двух языках. Есть два уровня знаний - уровень слов и уровень языка ощущений. На первом уровне можно рассуждать о каком-то утверждении, на втором - непосредственно чувствовать его правоту. На первом уровне я вспомнил свою же фразу: "Устаешь не от работы, а от своего отношения к ней", но лишь позже вновь ОЩУТИЛ ее смысл. Ощутил и понял почему последние месяцы моя работа хуже идет - изменились обстоятельства и такой как прежде эмоциональной внутренней поддержки в отношении работы уже нет. В каком-то поверхностном смысле я это понимал и раньше, но одно дело ГОВОРИТЬ о ситуации и другое ЧУВСТВОВАТЬ ее.
Знание на уровне ощущений не воспринимается безотносительно к состоянию человека. То, что было откровением вчера, сегодня, при другом состоянии, может восприниматься как общие, абстрактные слова. А полезные рекомендации могут оказаться неадекватными тому, что нужно в данный момент. В тетрадях это обговаривается несколько раз.
2.10.96. 13-20. Снова перечитал записи своего компьютерного дневника и нашел много повторений. Видимо сходные состояния или мысли на уровне внутреннего языка эпизодически повторялись, но я забывал о них и строил их новую интерпретацию на уровне языка слов. Еще я вспомнил, почему увлекался формальным описанием психических функций. Я пытался сжать накопленную информацию и сделать ее более адекватной внутреннему языку.
21.10.96. 9-00. Присмотрись к себе, и ты увидишь, что твои мгновенные состояния не однородны... P.S. В двух самых удачных из моих психотехнических находок есть один и тот же элемент: ПРИСМОТРИСЬ К СЕБЕ. Действительно, мы склонны действовать внутри себя вслепую, не обращая внимания на самого себя и, даже, не подозревая, что такое обращение внимания может быть полезным. Возможно, это какая-то очень обширная тема, на данный момент почти не понятная для меня. А может быть это тема и не раскрывается в словах, а раскрывается только на внутреннем языке. Возможно и такое.
3.11.96. 8-50. Мой психический аппарат тоже как бы думает на своем психическом языке - языке желаний, ощущений и эмоций. Он раньше меня понял, что творческий компонент работы уже съедается, а все остальное - это ЗА ЧТО И СКОЛЬКО ЧЕМ-ТО ПЛАТИТЬ...
10.03.99. 17-20. Хотел было посмотреть у В.Леви по части сознания и подсознания, но пока передумал. Суть, возможно, в том, что в человеке сосуществуют две логики: объективная и эмоциональная. Первая - более быстрая, а вторая - инерционная. Категории "притязание", "ущемление", "вина", "справедливость", "угроза", "самоуважение", "оправданность", "смысл" - это элементы инерционной логики (ее внутреннего языка). Это не глупость, не блажь и т.п., это то, что "имеет место быть".