Внутриличностные конфликты – конфликты с самим собой

Внутриличностный конфликт или конфликт с самим собой - конфликт, который личность постоянно производит внутри себя. То есть, носителем внутриличностного конфликта является сам человек. Особенность внутриличностного конфликта состоит в том, что его участниками являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т.п.

 

Здесь следует отметить, что каждый человек постоянно существует в конфликтной ситуации не только с окружающей социальной средой, но прежде всего с самим собой. И, в общем случае, внутриличностного конфликта не следует опасаться. Для психически здорового индивида не выходящая за рамки нормы ситуация конфликта человека с самим собой вполне естественна.

 

Причина внутриличностных конфликтов во многом связана с тем, что мы плохо знаем свойства собственной психики и в конфликтах с самим собой действуем безграмотно, наобум. Вот, скажем, сегодня я уже достаточно поработал головой и пора бы вернуться в режим отдыха и просто ни о чем не думать. Однако и незавершенную проблему тоже надо бы решать. В итоге возникает бесконечная внутренняя дискуссия, а моя безграмотность заключается в непонимании того, что эта дискуссия в плане внутриличностного конфликта неизбежна раз оба ее участника налицо. Дискуссия следующая: Нужно ли решить проблему? - нужно. Нужно ли отдохнуть от проблемы? - нужно. Есть ли шанс того, что я утеряю какое-то решение, которое могло бы возникнуть в момент отвлечения на отдых? - есть. А вернуться к отдыху все-таки нужно? - нужно. И вот два конкурирующих стимула (интереса) то возвращают меня к мыслям о проблеме, то на какое-то короткое время оставляют в состоянии отдыха, из которого меня снова выводит внутриличностный конфликт.

 

Выход из внутриличностного конфликта, т.е. конфликта с самим собой, я вроде бы нашел в том, что согласился с тем, что могу за время отдыха какое-то полезное решение, приходящее в голову, утерять и в общем итоге от этого проиграть. То есть, по Дейлу Карнеги – я, снижая внутриличностный конфликт, согласился с худшей из возможностей того, что может быть, если я буду следовать отдыху, а не решать проблему. Но, согласно Хуану Матусу (маг в книгах Карлоса Кастанеды), я также воспрепятствовал конфликту с самим собой тем, что принял ответственность за последствия решения на себя и доволен тем, что так решил. Доволен даже в варианте, если буду знать, что действительно в общем итоге я проиграл. Слова здесь, как всегда, не очень точны, но суть в том, чтобы из двух участников внутренней дискуссии выбрать одного и не судить о том, что это хорошо или не хорошо. Для устранения причин внутриличностного конфликта надо принять правило: ХОРОШО ТОЛЬКО ТО, ЧТО ТЫ СДЕЛАЛ ВЫБОР, ДАЖЕ ЕСЛИ С ДРУГОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЫ ОТ ЭТОГО ВЫБОРА ПРОИГРАЛ. В этом случае твоя возможная потеря становится, в психологическом плане, не потерей, досадным упущением и т.п., а нормой или тем, что в норме и должно так быть.

 

Еще раз повторюсь, что, в плане неприятия внутриличностного конфликта, это не вопрос словесного изображения выбора, а вопрос внутреннего настроя на тот или иной выбор. Мы, согласно В. Леви, по разному настраиваем себя, идя на свадьбу или похороны. Так и здесь, - надо настраивать себя. Одним из элементов этого настроя является соглашение с тем, что потеря не должна являться для тебя предметом разочарований, огорчений и т.п., если она случилась в связи с выбором, который ты совершил. Иной подход будет одним из вариантов проявления неискренности и источником, движущей силой внутриличностного конфликта с самим собой.

 

Для сокращения поля внутриличностного конфликта надо, для начала, очень четко понять одну закономерность своего внутреннего мира: Пока я сознательно (или бессознательно) оставляю на внутренней психической арене участников дискуссии, до тех пор этой дискуссии и провоцируемого ею конфликта с самим собой не миновать. Глупо этого не понимать, и глупо пытаться давать себе установку вроде: "Стой там, иди сюда". Конечно, о чем-то подобном я уже не раз писал, особенно в начале моего дневника. Но недопонимание какой-то ускользающей сути сказанных слов так и осталось до сих пор. Иначе я бы не был и ныне столь глуп в обращении и конфликтах с самим собой.

 

И еще хочу сказать, что ситуацию с внутриличностным конфликтом в своей психической жизни наверное можно уподобить группе людей без лидера. Когда нет в ней хорошего лидера, то начинаются по любому поводу паника, склоки и выяснения отношений между участниками группы. Наверное это не является здоровым состоянием и для группы внутренних мотивов, конкурирующих между собой. Нормально они и должны существовать как конкуренты, но должен быть и тот механизм - силы воли, который может проявлениями внутриличностного конфликта управлять.

 

Несколько слов о затяжном внутриличностном конфликте или зацикленном конфликте с самим собой. Наши рефлексы, опирающиеся на внешний опыт, заставляют нас решать все внутренние проблемы интеллектуальным путем. Но если интеллект попадает в замкнутый круг негативных эмоций, причины которых в принципе невозможно до конца устранить, то он ничего не может предложить, кроме бесконечных внутренних дискуссий, перерастающих во столь же бесконечный внутриличностный конфликт, которые могут доводить до еще большего обострения негативных реакций, или до идеи самоуничтожения, или до сумасшествия и т.п. Это тупик для возможностей интеллекта, очутившегося в негативном кругу. Но у человека есть и другой, во многом не зависимый от интеллекта, друг. Это путь волевого действия, вплоть до "Делай и не рассуждай". То есть, при желании, путем многократного повторения настойчивых волевых усилий можно внутриличностный конфликт даже "чисто механически" погасить. Тот, кто проявит в этом отношении упорство, убедится, что это и в самом деле так, вопреки всем "доводам" интуиции, внутреннего голоса, интеллекта и т.п., защищающих "святость" устоявшегося внутриличностного конфликта.

 

С чего же тогда начинать в устранении внутриличностного конфликта? Мой опыт мне подсказывает, что начинать надо, по крайней мере, со смирения с необходимостью и не пытаться улучшать неулучшаемое или устранять то, что не возможно устранить. А пока у меня есть и более важное занятие, кроме продолжения психоанализа, - пора приготовить себе обед. Поскольку я признаю, что это действие необходимо и неизбежно, то у меня и не возникает внутриличностного конфликта с самим собой по поводу того - приготовлять себе обед или нет.

 

Однажды, находясь на пути действия, я попробовал медитировать на теме "работа", не принуждая себя к этому занятию и одновременно забыв обо всем. Из подсознания пришла мысль о том, что мозг устает не от работы, ведь он обычно всегда чем-то занят, даже во время отдыха. Мозг устает из-за внутриличностных конфликтов. На их гашение, на гашение мешающих мыслей, раздражений, возбуждений и прочих непродуктивных проявлений конфликта с самим собой тратится психическая энергия.

 

Но вот на какое-то мгновение мне удалось стать более спокойным, чем обычно удавалось, и снова ощутил прежде скрытый внутриличностный конфликт между попыткой успокоения и непроизвольным напряжением психики, которое до этих пор в себе не замечал. Это то особое спокойствие, которое требует чего-то вроде бесстрашия, которого у меня нет и против которого выступает разбуженный попыткой глубокого успокоения мой дежурный страх, заставляющий меня вступать в конфликт с самим собой.

 

Я уже не однажды отмечал в своих статьях, что главная причина нежеланий - наличие конкурирующих желаний. Но эта же причина обусловливает и то, что психологи называют внутриличностным конфликтом или, более по-простому, конфликтом с самим собой. В этом случае, настрой на равнозначность всех предстоящих дел помогает снять внутреннюю дискуссию о том, что следует делать и что нет, а, следовательно, и погасить внутриличностный конфликт.

 

Если слишком обостренно считать, что одни дела в этом мире гораздо важнее других или наоборот, то жизнь может из простого внутриличностного конфликта обратиться в трагедию. Когда парализуется воля к действию и неготовность выходит в чистом виде, как острое нежелание что-либо делать или предпринимать.

 

И первое, что я однажды обнаружил в своих внутриличностных конфликтах даже с некоторой неожиданностью для себя, это то, что нежелание и неготовность действительно подпитываются представлением о том, что все дела неравнозначны. Стоит только согласиться с этой привычной точкой зрения, и столько найдется поводов и причин для внутреннего недовольства и протеста, что разобраться в этом ворохе конфликтов с самим собой будет, наверное, не проще, чем в хламе старого чердака.

 

До сих пор я более акцентировал внимание на волевой составляющей в гашении внутриличностного конфликта. Но возможна и иная тактика: "Беседуя с собой, не начинайте разговор с тех вопросов, по которым расходитесь во мнениях сторон внутриличностного конфликта. Сократ... Разве он спорил с оппонентом? Он был для этого слишком умен. Его подход, известный сейчас под названием "сократического метода", основывался на стремлении получить от "собеседника" утвердительный ответ. Он задавал такие вопросы, которые позволяли его оппоненту снова и снова соглашаться с ним" - по мотивам книги Д. Карнеги.

 

Компонент воли необходим на пути действия (самосовершенствования), в том числе и при гашении внутриличностных конфликтов. Но, по мере продвижения по пути действия, однажды замечаешь, что борьба с собой - это глупость. Если я так или иначе борюсь в конфликтах с собой, то это признак не следования путем действия. Однако, сразу завышать планку действия тоже не продуктивно. Начнем с малого, и будем учиться сокращать арену действия внутриличностных конфликтов внутри себя.

Copyright © 2009 - 2024 Алгоритмист | Правовая информация
Карта сайта
Яндекс.Метрика