Выбор – это действие, которое будет совершено в следующий момент. Если намерение и действие не совпадают, то это наш выбор, который мы совершили в данный момент.
22.02.92. ... Человек может быть положительным и отрицательным. Это известно из йоги. На языке отношений это означает, что человек выбирает свое отношение к миру и к себе. Переоценка ценностей это тоже выбор отношений. Порой она происходит непроизвольно, иногда сознательно. Принятие для себя морали дворянина или йога это тоже выбор отношений.
25.05.92. 22-15. ФАКТОР УСПОКОЕНИЯ - почему я все время забываю о нем?! Стоит в достаточной мере успокоиться и ты становишься единым с самим собой... Вспоминаю раннюю юность, когда подобно йогу попробовал выпить воду через нос. Рефлекс блокировал мое намерение в первой попытке. Но вот по какой-то внутренней подсказке я успокоил себя и сделал это упражнение сходу.
30.09.96. 21-10. Перечитал - еще вчера - извлечения из первых четырех тетрадей дневника. Что-то мне в них не нравится. Я выгляжу как бы жертвой собственных эмоций и тех психических механизмов, что заложены в меня. Наверное оно так и есть. Но есть и другая сторона вопроса - быть подобной жертвой это не только игра обстоятельств, а и мой собственный выбор. Потому, что я не использую свою способность менять отношения к себе и к прочему миру. Я не хочу здесь говорить о том, что то, что я пытался сделать, НАДО было делать иначе. Но это МОЖНО было делать иначе.
9.10.96. 12-25. Вчера прочел труд Дейла Карнеги "Как перестать беспокоиться и начать жить". Немало здравых мыслей и примеры их практического применения впечатляют. И все же, что-то мне в изложении Карнеги не понравилось. Довольно долго не мог сообразить, что именно. Потом понял, что я проблему беспокойства вижу под иным углом: углом соотношения первичного и вторичного моментов. Первичное – это наш выбор, как мы решили для себя относиться к жизни - более положительным или более отрицательным образом. А вторичное это то, как мы оправдываем для себя наш выбор в разных жизненных обстоятельствах, и рецепты, помогающие этот выбор претворить. У поэта, йога и последователя Карнеги выбор будет разным...
10.10.96. 8-20. Еще я говорил о том, что наш выбор это нечто первичное, а прочее зависит от него. Но проблема не только в том, какой мы делаем выбор, но и в том, насколько мы осознаем его.
11.10.96. 11-50. Первичным было то, - и в этом я еще раз повторюсь, - что я сделал выбор быть спокойным. Какие доводы при этом я употреблял или вовсе обходился без них это уже детали. Главное в том, что я начал и продолжал попытки быть спокойным. Секрет пути действия прост, а результат зависит от исполнителя.
25.10.96. 10-00. Здесь я не говорю о своем выборе, но еще раз акцентирую внимание на мысли о том, что себя полезно понимать. А понимая, можно подумать и о выборе, и о том, чем готов ты или не готов за него заплатить.
... Подобного рода ощущения встречались на пути действия не раз, и об этом уже писал. Наступает момент и ты чувствуешь, что подходишь к какому-то внутреннему барьеру. И ты стоишь перед выбором: пытаться перешагнуть барьер или отказаться от подобных попыток, оставив все как есть.
3.11.96. 8-50. Главное выбор, а средство найдется...
10.11.96. 10-00. Первое, к чему я подхожу или возвращаюсь, нельзя оставаться столь же негативным, как я есть. Начать с самого ближайшего. Сажусь за компьютер и "слышу" импульс спешки и неудовольствия: "Другие-то дела стоят..." Разумна такая негативная реакция, если я все-таки сделал выбор сесть за компьютер? Нет. Есть здесь хоть какая-то маленькая возможность поправить себя в лучшую сторону, исходя из разумных соображений? Есть. Я вполне могу либо относиться более доброжелательно к выполнению этого занятия, либо отказаться от него.
Еще похожий пример. Хожу по комнате, а пол скрипит. Мне это по разным причинам не нравится. А что, в данном случае я тоже не могу обходиться без негативной реакции? Оказывается все же могу, но к этому себя не приучаю.
9.06.97. 10-15. Неискренность - это борьба с собой, когда пытаешься сделать выбор и, вместе с тем, оставляешь себе лазейку, чтобы не делать его.
9.06.97. 13-50. В каждый микромомент я почти сознательно выбираю для себя возможность беспокоиться и переживать. Сначала выбираю эту возможность, затем следую ей или даже "подталкиваю" ее. Раскачиваю в себе то, что и без того чрезмерно раскачено, и могу не замечать, что вся эта кажущаяся неуправляемость моей внутренней жизни на самом деле есть мой собственный выбор. Пусть это верно не на все сто процентов, но верно на изрядную их часть. Есть ключевые категории, которые вроде бы открываются в моменты "просветления", но до сих пор плохо доходят до меня. Это внутренняя искренность и мой внутренний выбор. То ли их непонимание, то ли какое-то почти инстинктивное нежелание их понимать являются изрядной причиной моих неудач в ПБ (путь блокирования непродуктивных мыслей и эмоций).
В основе выбора - потребность. Если частный выбор ("помеха") не отвечает более общему выбору (намерению), то порождающую сей выбор потребность надо вывести из игры. Какие есть для этого пути?
- удовлетворить потребность;
- отказаться от нее;
- блокировать ее.
Первый - часто не в наших возможностях. Второй - бывает нужным, но только тогда, когда отказ от потребностей делается ради других потребностей, имеющих больший приоритет. Третий - то, что ближе к следованию ПБ. ПБ отличается от второго пути и вообще от всех путей действия (ПД) тем, что в нем легче избежать чего-то такого, что приходится навязывать себе.
7.07.98. 15-20. Выбор у нас ограничен: или мы меняем обстоятельства, которые нас не устраивают, или пытаемся что-то изменить в себе, или оставляем все как есть. В любом случае это наш выбор, а кого можно винить за свой выбор, кроме себя?..
8.07.98. 8-50. Мир не меняется от того, что я выберу для него ту или иную оценку. Но сам я - мои настроение, психика, интеллект, от такого выбора вполне зависят.
16.07.98. 22-40. ХОРОШО ТОЛЬКО ТО, ЧТО ТЫ СДЕЛАЛ ВЫБОР, ДАЖЕ ЕСЛИ С ДРУГОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЫ ОТ ЭТОГО ВЫБОРА ПРОИГРАЛ.
Одним из элементов этого настроя является соглашение с тем, что потеря не должна являться для тебя предметом разочарований, огорчений и т.п., если она случилась в связи с выбором, который ты совершил. Иной подход будет одним из вариантов проявления неискренности и источником, движущей силой дискуссии с самим собой.
7.07.98. Одно из проявлений шаблона состоит в том, что мы не только каким-то образом РЕАГИРУЕМ на события и воздействия на нас, но и так или иначе выбираем или назначаем себе то, как нам "ПОЛОЖЕНО" РЕАГИРОВАТЬ на них. То что выбор часто происходит на уровне рефлекса, не меняет сути того, что такой выбор есть.
22.02.99. Особенность нашего восприятия в этом отношении заключается в том, что многие вещи приятны или неприятны не только сами по себе, но и в зависимости от выбора способа думать о них. Это может относиться к мыслям, ощущениям - к чему угодно. Так, когда-то мне удавалось, правда на сравнительно короткое время, чувствовать холод на улице, но не чувствовать, что он чем-то неприятен мне, - навык, который сохранился с армии и детства.
11.03.99. 6-45. Итак, у меня нет выбора не иметь потребностей. Аналогичным образом, у меня нет выбора ни с каким имиджем себя не отождествлять. Вопрос только в выборе имиджа. После его "принципиального" выбора необходимо заполнить "анкету" - матрицу имиджа, где должны быть перечислены потребности с учетом их значимостей и ценностей вместе со списками выбранных "предметов", отвечающих выбранным потребностям, должны быть указаны ситуации, отвечающие стандартным способам реагирования на них – обида, страх и т.д.
14.03.99. 7-45. Надо знать о себе, что мы очень изощренно и гениально умеем обманывать себя. 70, а порой 90 или даже все 99 процентов неуспеха обеспечивает наш выбор провоцировать в себе сомнение и протест.
19.03.99. 22-00. Правило выбора не является безусловным, но оно должно быть.
3.06.99. 18-00. Сегодня у меня понос открытий. Когда-то я записал впечатление о том, что мы боимся не ситуаций, а своего поведения в них. Сегодня возникло совершенно отчетливое впечатление о том, что наше настроение зависит не только от обстоятельств, но и от выбора нашего поведения в них.
5.06.99. 10-00. Сознание - это область поверхностного выбора, а подсознание - глубинная наша часть. Но возможно и иная точка зрения на этот предмет. Мы делаем выбор (неважно как - сознательно или под воздействием подсознания) и в каждую минуту жизни забрасываем в подсознание поток наших мыслей, представлений, предрассудков и т.п. Подсознание ничего своего, в смысле "философии", не содержит. Мы, по словам Хуана Матуса, все время делаем себя. Механизм человеческого существа устроен так, что мы инстинктивно отождествляем себя со своим подсознанием, хотя в нем лишь случайно накопленное барахло.
15.11.99. 18-00. Мы живем в пространстве признаков, которое в изрядной мере сами же и выбираем. Возможно, это наше свойство дает повод идеалистам полагать, что сознание по отношению к материи первично, Шескпиру - заявлять, что нет хороших и плохих вещей и есть лишь точка зрения на них, а Бейтсу утверждать, что дефекты нашей психики и зрения происходят из-за неправильных мыслей.
Как бы то ни было, в каждый текущий момент мы обращаем внимание лишь на некоторые признаки вещей и не принимаем во внимание другие. Так полупустой стакан обладает признаками быть еще на половину полным и уже наполовину пустым. Выбор принимаемых во внимание признаков провоцирует определенное настроение. Но верно и обратное - волевое инициирование определенного настроения изменяет нашу склонность и способность принимать во внимание одни из признаков взамен других. Многие древние учения учат видеть мир в положительном свете. Я тоже под разными соусами изрядно муссировал этот момент.
20.10.00. 17-30. "Неуверенный выбор обусловливает неуверенный результат". Этот вывод надо либо долго комментировать, либо не комментировать вообще.
18-40. Позитив, поддерживаемый вопреки давлению негатива, это не только выбор, но и признак некой положительной культуры.
25.11.00. 12-30. Для желания важен аргумент, придающий твоему выбору смысл.
1.12.00. 9-30. С одной стороны текущее состояние порождает определенный строй мыслей. С другой, - если присмотреться к себе, то мы сами каждый раз выбираем наши мысли и именно наш выбор отражается на нас. (Так, негативные мысли отражаются на нас и нашем самочувствии негативно).
9.12.00. 13-00. Опережающее отображение - это предваряющие наше поведение мысли, которые мы выбираем полупроизвольно, наказывая этим выбором себя или обеспечивая наш внутренний комфорт.
14.12.00. 13-00. Снова возникло впечатление, что того монстра, которого часто приходилось с изрядными трудностями преодолевать при попытках следования ПД (путь действия), попросту не существует. Вернее, есть лишь тот монстр, которого я сам же и создаю. Я вроде бы сначала рисую перед своим мысленным взором препятствие (своего рода опережающее отображение), а потом пытаюсь его преодолеть. Это прячущийся от осознания момент, но так работает мой психический механизм. Возможно, так бывает не всегда, но так бывает часто или почти всегда.
Моя глупость заключается в том, что я часто виню несовершенство своего психического аппарата, когда бывает виноват лишь мой выбор и более ничто.
23.12.00. Можно ли не вести себя иначе и при этом чувствовать себя иначе? Во всяком случае, это сложно. Именно наш выбор поведения в повседневной жизни прежде всего отражается на нас и через опережающее отображение (см. в файле xland8, начиная с записи от 1.12.00г.) обусловливает и углубляет (неволевым способом) положительный внутренний фон в текущем плане и, что еще важнее, меняет наш дефектный подсознательный багаж, который порой непроизвольно (часто во время сна) возвращает нас в прежний негатив. Можно сколько угодно раз проверить на себе и снова десятки и сотни раз убедиться, что как только поведение по отношению к людям становится более положительным (например, более доброжелательным или веселым), так это поведение и даже мысли о подобном поведении положительным образом отражаются на нас. Можно проверить и убедиться, что подобный механизм срабатывает не только по отношению к людям, но и вообще по отношению к любым объектам, в том числе и по отношению к самому себе.