Фрагменты о зрении. 20.05.99

Ключевые моменты: Граница конфликта (так может ощущаться психологический барьер – неизбежный фактор на пути действия). Вру и не вру разом. Самое разумное –действовать, а не рассуждать. Взбираюсь не по той горе. Дело не в успехе, а в выборе. Спокойствие ощущаемое и реальное. Успех определяется не количеством, а качеством действий.

 

20.05.99. 8-30. Затянувшийся эпизод экспериментов со зрением занимал меня примерно так же, как попытки решения логической задачи. Обнаружение отсутствия решения - это тоже решение.

 

Проснувшись, сегодня попробовал углубить спокойное настроение. Вроде бы подтвердились последние версии, записанные вчера. Кроме того, несколько изменились ощущения в голове и непроизвольно повысилось настроение.

 

Сейчас снова пробую углубить ощущение спокойствия и одновременно смотрю на мелкий текст - вижу бледносерые размытые полосы вместо строк букв. Эксперименту мешают мысли о том, что пора уже решать и другие дела. Но во мне иногда проявляется козлиное упрямство доводить до конца даже то, что и не очень нужно мне.

 

9-00. Временами появляется корреляция между углублением спокойствия и четкостью видения букв, но при этом слегка клонит в сон. Однако кажется я снова начинаю подходить к границе, где проявляется конфликт между непроизвольным, в данном случае, расслаблением глаз и ответным непроизвольным напряжением глаз. Во всяком случае такое ощущение возникло, но вскоре исчезло настолько, что осталось впечатление будто бы его и вовсе не было у меня. Можно сказать по другому: одна часть меня считает, что я пишу искренне, другая - что я в общем-то вру. Подобная ситуация случалась со мной за последние месяцы пожалуй раз пять, причем три раза из них за последние дни. Но вот возникло еще одно впечатление, что я вру и не вру разом. Несколько лет назад я как-то уже записал где-то в своих тетрадях впечатление о том, что в ПД (путь действия) взаимоисключающие положения могут одновременно сосуществовать. Так что не буду оправдываться перед собой или своим дневником. В конце концов я не выбираю свои впечатления, а они такие, какие есть. Самое разумное здесь - продолжать действовать, а не рассуждать.

 

9-50. Еще раз в своем в общем-то весьма некачественном сегодняшнем эксперименте пытаюсь углубить расслабление и снова, как и в прошлые дни, возникает своеобразное оцепенение в голове. Оцепенение возрастает пропорционально тому, насколько я себя пытаюсь успокаивать и расслаблять.

 

Временами мне удается более или менее читать избранный текст. Или мне так кажется, потому что не было настроения читать текст и доводить эксперимент до конца. Не буду убеждать себя, но все же я считаю, что свои гипотезы я подтвердил в той мере, в какой их может подтвердить положительный исход эксперимента, проводимого не в рамках какой-то системы, а лишь как эпизод. Если эти гипотезы в чем-то противоречивы, так противоречива и природа, заложенная в меня. Что касается сегодняшнего эксперимента, то к его концу у меня все чаще стало появлять впечатление, что этот эксперимент теряет даже тот козлино-упрямый смысл, о котором уже говорил. Я сейчас в чем-то подобен незадачливому альпинисту, пытавшемуся из принципа доползти до намеченной отметки, но при приближении к ней обнаружившего, что он взбирается не по той горе. И у него возникает вопрос: а зачем мне продолжать ползти, если я ползу по горе, по которой еще пока не собирался ползти вверх. Так и здесь. Эксперимент оказывает какие-то воздействия на меня. Не то чтобы я опасаюсь этих воздействий - во мне не слишком много осталось того, за что следовало бы опасаться, но я не планировал их. А неосмысленные толком эффекты в данный момент не возбуждают во мне ощутимый интерес.

 

11-30. Мое зрение за сегодняшний день не стало лучше. И затеянный утром эксперимент я тоже прекратил. Но вот снова, углубляя расслабление, смотрю на свой пресловутый текст. В течение одной-двух минут расслабления нарастает конфликт между расслаблением и напряжением глаз и одновременно с отодвиганием границы конфликта в сторону уменьшения внутреннего напряжения все четче вижу текст. Порой мне кажется, что я теперь могу уже с чистой душой говорить об успехе сегодняшнего эксперимента, хотя во мне нет впечатления, что этот тезис останется верным через минуту или через час. Это впечатление я заношу в дневник как заметку на память. Мог бы попытаться и повторить успех блиц-эксперимента. Но другое впечатление говорит о том, что это ни к чему. Дело не в успехе этого эпизода, а в чем-то ином.

 

Через некоторое время это второе впечатление оформляется более четко: дело не в успехе/неуспехе эпизода, а в выборе, который буду или не буду делать я.

 

... И какой же мой выбор? Что касается вопроса зрения, то как только я снова обую очки, а это придется сделать по работе, то мои "успехи" естественным образом покатятся вниз.

 

13-20. Хочу еще раз повторить мысль, которую я пока еще только пытаюсь понять. Спокойствие в рамках границ устоявшихся возможностей, хотя оно и субъективно ощущается как спокойствие, мало что дает для продвижения вперед. Но то спокойствие, которое входит в конфликт с границами, физически противодействующими ему, и хотя бы немного отодвигает их, дает ощутимый эффект. Я приходил к этой мысли через спокойствие/расслабление, и именно применительно к этому ключевому фактору психики нужно понять эту мысль. Но ничто пока не свидетельствует о том, что подобный тезис нельзя распространить на другие факторы воздействия на самого себя.

 

У меня были относительные успехи и я о них сказал. Но эти успехи быстро уперлись в некий ограничивающий их потолок. А мое изнурительное и почти безрезультатное пережевывание времени могло быть связано именно с тем, что я искал решения там, где его не было, - в рамках устоявшихся границ.

 

Сложность понимания и продуктивного использования этой мысли в том, что наличие указанных границ для внутреннего поля зрения не является очевидным. После первоночально успешного продвижения вперед можно упереться в такую границу и, не замечая ее, пытаться менять направление внутренних действий, чтобы снова дойти до все той же границы, что уже и происходило со мной.

 

Что дает мне эта мысль? Понимание того, что с точки зрения целесообразности действий они должны либо отличаться от прежних моих действий, либо их использование должно быть рассчитано на длительный срок. Отличие же в действиях заключается в том, что я должен продолжать развивать внутреннее действие там, где раньше его непроизвольно или полупроизвольно прекращал.

 

Где обнаруживается упомянутая граница? За той точкой, где заданное внутреннее действие субъективно представляется исчерпавшим себя (спокойствие кажется едва ли не абсолютным, а глаза как будто совершенно не напряжены). В этой точке граница не замечается, но она проявляет себя рефлекторным сопротивлением дальнейшему движению вперед.

 

Что обнаруживается за пределами границы? Отодвинувшаяся граница и результат дальнейшего продвижения вперед.

 

Возможна ли объективная оценка степени завершенности своих действий? Бейтс дает некоторые рекомендации на этот счет.

 

18-30. Главный же результат моих последних наблюдений можно несколько утрированно, но зато коротко, понятно и обобщенно, представить так: "Предел моих успехов определился не продолжительностью и количеством предпринятых усилий, а качеством исполнения их". Такой вот любопытный результат.

 

Copyright © 2009 - 2024 Алгоритмист | Правовая информация
Карта сайта
Яндекс.Метрика