Все во внутреннем мире человека и его организме взаимосвязано – психическое и физиологическое, и работа мозга. Об этом сказано во многих эзотерических учениях и в книге Бейтса о хорошем зрении без очков. Передаю слово Бейтсу в виде кратких извлечений из его книги.
В значительной мере мы видим мозгом - это не само изображение на сетчатке, а наша личная интерпретация его. Люди с нормальным зрением используют свои память и мысленное представление в помощь зрению. Можно отметить, что когда зрение не нормально, то нарушены еще память и мысленное представление. Таким образом, психика добавляет свои несовершенства к несовершенству изображения на сетчатке. Образно выражаясь, когда расфокусирован глаз, расфокусирована и психика. В действительности мысленное представление, память и зрение взаимосвязаны. Когда совершенно одно, совершенно все, а когда несовершенно одно, несовершенно и все остальное. (Приводятся примеры. Девочка, которая видела невооруженным глазом спутники Юпитера, имела и столь же удивительную память - стр. 147). Упражняя одно, можно упражнять остальное (примеры - преставления во время пальминга или рассматривания букв таблицы).
Можно показать, что глаз способен перемещаться со скоростью 70-ти перемещений в доли секунды. Дело не столько в том. что глаз и мозг способны к такой скорости действия, а в том, что состояние покоя глаз и мозга являются условием такой скорости и максимальной эффективности их работы. Чем выше скорость бессознательного перемещения глаза, тем лучше зрение. Глаз с несовершенным зрением пытается сделать невозможное, стараясь фиксированно смотреть на одну точку в течение ощутимого промежутка времени, т.е. пристально. Один из лучших методов улучшения зрения (раскачивание), как мы обнаружили, является сознательное подражание подсознательному перемещению нормального глаза.
Неблагоприятные условия могут повредить зрению. Но умелое и умеренное их использование может дать тренировку глазам. Так, чтение в движущемся транспорте повышает навык расслабления. Чем тусклее свет, при котором удается прочитать мелкий шрифт, и чем ближе к глазам его удастся при этом держать, тем больше пользы. Когда удается читать мелкий шрифт в неблагоприятных условиях, чтение обычного шрифта в обычных условиях значительно облегчается. (На стр. 110 приводится пример, как один старый джельтенмен развил в себе настоящее микроскопическое зрение, упражняясь на очень мелких шрифтах.)
Когда глаз смотрит на незнакомый объект, он всегда более или менее напрягается, чтобы увидеть его. При этом всегда появляется аномалия рефракции. Когда же глаз смотрит на знакомый предмет, эффект совершенно иной. Удается не только рассмотреть его без напряжения, но в последующем снижается и усилие, прикладываемое при рассматривании незнакомых объектов. (В этом польза постоянного применения проверочной таблицы.) Эти факты наводят на мысль, что детям, прежде чем они сделают существенный прогресс в своей учебе, необходимо научиться смотреть на незнакомые объекты на близком расстоянии без напряжения. (В работе тоже нужно, аналогичным образом, "видеть" ее без напряжения. В ПД я предлагал себе все действия "видеть" достаточно обыденными и простыми. Альтшулер приводит пример, что одна и та же по сути задача о перемещении электронов по орбитам или вагонов по путям в первом случае решается гораздо труднее, чем во втором. Возможно во всем этом есть какая-то одна общая суть.)
Память нельзя усилить сколь-нибудь больше, чем можно усилить зрение. Мы вспоминаем без усилия точно так же, как и видим без усилия. Чем сильнее мы стараемся вспомнить или увидеть, тем в меньшей степени мы способны это сделать.
Вещи, которые мы запоминаем, являются вещами, возбуждающими в нас интерес к ним. Причиной того, что мы испытываем трудности с изучением тех или иных дисциплин, является то, что они нам надоедают. Когда нам скучно, наше зрение ухудшается. Скука представляет собой состояние психического напряжения, при котором глаза нормально функционировать не могут. Девочка с острым зрением, о которой мы говорили, могла целиком по памяти пересказывать книги, которые ей были интересны. Но она испытывала крайнюю неприязнь к математике и анатомии и не только не могла их выучить, но и становилась миоником, когда мысль о них приходила ей в голову.
Короче говоря, когда человек не заинтересован в чем-либо, его психика выходит из под контроля, а без психического контроля человек не может ни учиться, ни видеть что-либо. Когда зрение становится нормальным, улучшается не только память, но и все другие психические способности человека. Люди, избавившиеся от плохого зрения, часто обнаруживают, что способность делать свою работу улучшилась (пример на стр. 150).
Простейшим способом отдыха глаз является их закрытие на более или менее продолжительный период времени и мысленное представление чего-нибудь приятного. Этот метод служит средством первой помощи и к нему следует прибегать в первую очередь. Лишь очень немногие люди не получают от него пользы. Еще большую степень отдыха можно достичь, если человек закроет глаза и прикроет их от света ладонями рук. Как правило, успешный пальминг включает в себя знание различных других способов расслабления.
Когда зрение нормально, психика всегда находится в идеальном состоянии покоя. Когда воспоминание идеально, психика также находится в состоянии покоя. Следовательно, используя воспоминание, можно улучшить зрение. Все, что вы найдете приятным для воспоминания, дает психике отдых. Однако для тренировки чаще всего удобней вспоминать какой-нибудь маленький черный объект в виде точки или буквы мелкого шрифта. Наиболее удобным состоянием для воспоминания является пальминг. По мере тренировки станет также возможным вспоминать и с открытыми глазами. Мысленное представление тесно связано с воспоминанием, поскольку хорошо представить мы можем только то, что хорошо помним. Когда вы четко представляете букву на таблице, вы этим самим уже четко видите ее, поскольку будет невозможным идеально расслабиться и идеально представить букву и в тоже время напрягаться и видеть ее нечетко.
Когда зрение нормально, глаз видит одну часть рассматриваемого объекта лучше, а все остальное хуже, пропорционально удалению от точки наилучшего зрения. Когда же зрение несовершенно, то глаз старается увидеть значительную часть своего поля зрения одинаково хорошо и одновременно. (Точно, если не пытаться видеть много одномоментно, то психическая нагрузка при такой установке становится меньшей. То же и при решении компьютерных задач.) Поскольку увидеть маленькие буквы без помощи центрально фиксации невозможно, чтение мелкого шрифта, если оно может быть осуществлено, представляет собой одно из лучших упражнений для зрения. При этом, чем слабее освещение, при котором может читаться мелкий шрифт, и чем ближе к глазам он может быть поднесен, тем лучше для нас.
Послесловие. Память и зрение по Бейтсу взаимосвязаны. Воображение, мышление и зрение – тоже. Вместо дальнейших комментариев я привожу выдержку из записи в дневнике, касающуюся на мой взгляд именно этой темы.
15.05.91. Адекватность. Человек – это множество перемежающихся состояний. В данный отрезок времени обычно имеется какое-то главное - ВЕДУЩЕЕ - состояние или впечатление, или представление, настроение и т.п. Короче, просто ведущее состояние. Все психологические, физиологические и др. процессы в человеке взаимосвязаны и по законам адекватности этих процессов они СВЯЗАНЫ АДЕКВАТНО. Это означает, что если в человеке изменяется одно состояние или процесс, то адекватно ему изменяются все другие состояния или процессы.