Четверть века назад я приобрел кнгу Бейтса об улучшении зрения без очков. Часть текста книги я записал на свой компьютер в сокращенном и частично в перекомпанованном виде. Набрал только то, что представляло интерес для меня и с чем я собирался работать. А интересовала меня, прежде всего, психофизическая сторона его взглядов и методик. К взглядам Бейтса я неоднократно обращаюсь в этом разделе, в основном оставаясь в рамках тех извлечений из книги, которые я когда-то записал на свой компьютер и которые ниже привожу в их первоначальном виде.
Уильям Г.Бэйтс. УЛУЧШЕНИЕ ЗРЕНИЯ БЕЗ ОЧКОВ
Когда глаз рассматривает какой-нибудь незнакомый объект, всегда появляется аномалия рефракции. Пример тому - известное всем утомление глаз при разглядывании картин или других экспонатов в музее. Дети с нормальными глазами, которые могут прочитать маленькие буквы на проверочной таблице, всегда испытывают затруднения при чтении незнакомых записей на классной доске. Готический шрифт винили в том, что он якобы приводит к ухудшению зрения. Но если немецкий ребенок попытается прочесть латинский шрифт, он тотчас станет временно гиперметропическим (больным дальнозоркостью).
Неожиданная вспышка света, быстрая или неожиданная смена освещения должны, скорее всего, приводить к ухудшению зрения нормального глаза. Шум также служит частой причиной ухудшения зрения нормального глаза. Когда раздается неожиданный громкий шум, все люди видят нечетко. Знакомые шумы не снижают зрение, тогда как незнакомые всегда это делают.
В условиях физического или психического дискомфорта в нормальном глазу всегда появляются аномалии рефракции, а в глазу, где они уже существуют, аномалии возрастают.
Можно также показать, что каждой аномалии рефракции соответствует свой вид напряжения. Тысячи раз было наглядно показано, что любая аномальная работа внешних мышц глазного яблока сопровождается напряжением или усилием увидеть и что со снятием такого напряжения действие мышц нормализуется, а все аномалии рефракции исчезают. Глаз, который делает усилие чтобы увидеть в ближней точке, становится площе, а глаз, который делает усилие чтобы увидеть дальние объекты - круглее. Если такие изменения осуществляются несимметрично, возникает астагматизм в содружестве с другими состояниями. Подобные явления, связанные с напряжением глаза, наблюдались также и у животных. Изначально усилие увидеть является психическим напряжением, а напряжение психики во всех случаях сопровождается потерей психического контроля.
Современным людям нет нужды сохранять хладнокровие и быть выдержанным для того, чтобы видеть то, от чего зависит его существование. Если бы первобытный человек позволял себе нервничать, он быстро вымер бы. Цивилизованный же человек это себе позволяет. Животные реагируют на условия цивилизации так же, как и люди. К счастью, все люди при желании могут расслабиться при определенных условиях. Способы, которыми люди напрягаются, чтобы увидеть, бесконечны. Почти в равной мере разнообразными должны быть методы уменьшения напряжения. Однако практически всегда метод, который приносит наибольший успех, в конце концов оказывается одним и тем же, а именно расслаблением.
Время, необходимое для достижения непрерывного улучшения зрения, изменяется в значительных пределах. В отдельных случаях достаточно 5-15 минут. Сегодня, однако, чаще приходится растягивать лечение на недели и месяцы. В большинстве случаев, чтобы избежать рецидива, лечение необходимо продолжить также по нескольку минут ежедневно. Поскольку любой знакомый объект способен снимать усилие увидеть, ежедневное чтение проверочной таблицы обычно достаточно для этой цели. Полезно также читать каждый день мелкий шрифт, поднося его так близко к глазам, как это может быть сделано. Когда идет улучшение зрения, то оно всегда идет непрерывно. Вне зависимости от того, насколько хорошо зрение, всегда имеется возможность улучшить его. (На стр. 79 приведен пример, когда врач за год исправил и развил свое зрение до телескопического, упражняясь с проверочной таблицей и чтением мелкого шрифта при плохом освещении.)
Фактом остается то, что когда психика отдыхает, ничто не может утомить глаза. Когда же психика находится под напряжением, ничто не может дать глазам отдых. Все, что дает отдых психике, полезно и для глаз. Наверное, каждый из нас замечал, что глаза медленней устают, когда читаешь какую-нибудь интересную книгу, в отличие от чтения книги скучной или трудной для понимания. Одна девочка, имевшая столь сильное обычное зрение, что могла невооруженным глазом видеть спутники Юпитера, становилась миоником (близорукой) как только ее просили решить в уме какую-нибудь задачку по математике, предмете слишком неприятном для нее.
Временные обстоятельства могут способствовать возникновению усилия (напряжения) увидеть, что влечет за собой появление аномалий рефракции. Однако основа напряжения кроется в неправильных привычках мышления. Это относится и к усвоению знаний. Как для глаза естественно видеть, так и для ума естественно постигать знания. Любое усилие в каждом из этих случаев не только бесполезно, но и вконец расстраивает эти процессы. Вы можете вбить в голову ребенка несколько фактов различными методами принуждения, но никогда на сможете подобным образом его научить чему-нибудь. Точно также вы можете усилием временно улучшить свое зрение, но не до нормального уровня. А если этому усилию позволить стать постоянным, то зрение начнет постепенно ухудшаться. Глаз с нормальным зрением никогда не старается увидеть. Он никогда не старается выявить точку пристальным вглядыванием в нее, как это делает глаз с несовершенным зрением. Процесс видения пассивен. Вещи видятся точно так же, как они осязаются, слышатся или пробуются на вкус без усилия или подключения силы воли со стороны субъекта. Нормальное состояние нервов органов чувств - состояние покоя. Источником всех таких усилий является мозг. Любая мысль об усилии любого рода передает двигательный импульс глазу. Каждый такой импульс приводит к отклонению формы глазного яблока от нормы и снижает чувствительность центра зрения. Следовательно, если человек хочет избавиться от аномалий рефракции (и снижения чувствительности центра зрения), ему необходимо избавиться от любых мыслей об усилии. Психическое напряжение любого рода всегда приводит к сознательному или бессознательному напряжению глаз.
Многие дети хорошо видят, когда их мамы рядом, но от страха становятся миониками, если мамы выходят из комнаты. Незнакомый объект приводит к напряжению глаз вследствие того, что такой объект вызывает психическое напряжение. Человек может иметь хорошее зрение, когда говорит правду, но если он будет утверждать то, что не является правдой, или же он представит то, что не является истиной, то появятся аномалии рефракции. Ложь всегда сопровождается психическим напряжением и аномалиями зрения, что подтверждено экспериментально (например, когда пациента заставляли сказать или представить, что его возраст на год больше или меньше фактического).
Всякий раз, когда глаз старается увидеть, он теряет нормальное зрение. Один пациент мог смотреть на букву "К" проверочной таблицы с нормальным зрением. Но, когда его просили сосчитать 27 уголков, которые якобы имела эта буква, он полностью терял нормальное зрение.
Послесловие. В этом извлечении из книги Бейта проводится основная с моей точки зрения мысль о том, что все или очень многие причины нарушения полноценного зрения связаны с психическим состоянием человека. Средства избввления от этих нарушений сводятся к расслаблению психики и тела и к положительному настрою. Подобная мысль, в особенности относительно поддержания положительного настроения, красной нитью проходит, насколько я могу судить, через все древние и многие современные эзотерические учения Запада и Востока.
Сложность следования рекомендациям Бейтса в том, что очень многие психические напряжения, привычно обитающие во внутреннем мире человека, очень плохо ощущаются и распознаются. Они есть, но по внутренним ощущениям их вроде бы и нет. Поэтому их трудно устранить и снять таким образом напряжение психики и глаз, а, следовательно, и устранить связанные с этим напряжением нарушения нормальной работы зрительного аппарата.